Navigation bar
  Print document Start Previous page
 64 of 537 
Next page End  

оставаясь в одиночестве.
По мере нарастания
стресса, отчуждение
усиливается
оскорблений, а других
людей -
незаслуживающими
доверия
Ненадежная:
тревожный,
резистентный
тип
Младенец равнодушен или
резистентен к
исследованиям и игре и с
опаской встречает новые
ситуации и незнакомцев.
Младенца трудно
успокоить, когда он после
разлуки воссоединяется с
родителем, и его активный
поиск контакта может
сопровождаться плачем и
волнением
В детстве и зрелости
людям с ненадежным,
резистентным паттерном
ранней привязанности
бывает трудно справиться
с тревогой. Как правило,
они проявляют эмоции
слишком интенсивно и
сохраняют негативные
представления о себе
Фобии; тревога;
психосоматические
симптомы; депрессия
Дезорганизова
нный
дезориентирова
нный тип
(неорганизован
ная стратегия)
У младенца отсутствует
согласованная стратегия
привязанности. Он
выглядит обескураженным
в новой ситуации, и лишен
согласованного паттерна
управления эмоциями
Люди
дезорганизованного,
дезориентированного типа
неспособны прочно
привязаться к кому-либо;
для них характерно
неразборчивое
дружелюбие
(малоселективная
привязанность)
Нет единой точки зрения;
как правило, широкий
спектр расстройств
личности (van Ijzendoorn,
Schuengel & Bakermans-
Kranenburg, 1999)
*Необычная ситуация — это метод оценки привязанности младенец—родитель. Она включает в себя
серию все более стрессовых разлучений и воссоединений, которые напоминают типичные
повседневные события, например, встречу с незнакомыми людьми и ситуацию, когда ребенок остается
один (Ainsworth, Blehar, Waters & Wall, 1978).
Примечание: Связь между типами привязанности и патологическим развитием основана как на
теоретических, так и на эмпирических данных, представленных в: Е. A. Carlson & Sroufe, 1995.
Контекст семьи и сверстников
Исследования детской психопатологии акцентируют все большее внимание на роли семейной
системы, сложных отношениях внутри семьи и взаимных влияниях различных семейных подсистем.
Необходимо рассмотреть процессы, происходящие внутри так называемых проблемных семей, а также
типичные и уникальные влияния этих процессов как на отдельных членов семьи, так и семейные
подсистемы. Внутри семьи наибольшее внимание мы уделим отношениям мать—ребенок и
супружеской подсистеме, меньшее — роли родных братьев и сестер (сиблингов) (Hetherington, Reiss &
Plomin, 1994) и отцов (Cabrera, Tamis-LeMonda, Bradley, Hofferth & Lamb, 2000; Phares & Compas, 1992).
Теоретики семейных систем утверждают, что трудно понять или предсказать поведение
конкретного члена семьи, например ребенка, в отрыве от поведения других ее членов (В. М. Wagner &
Reiss, 1995). Этот взгляд согласуется с названными уже исходными предпосылками патологического
развития детей: в центре внимания часто оказываются отношения детей со средой, а не отдельный
ребенок или подросток, изучаемый изолированно от среды. Однако этот взгляд нередко расходится с
ведущими психологическими и психиатрическими подходами к психопатологии, хотя он и совместим с
процессами развития, такими как трансакция.
Все чаще и чаще изучение индивидуальных факторов и контекста среды ребенка, например,
семьи и отношений со сверстниками, рассматриваются как взаимно совместимые и полезные как для
теории, так и для медицинского или психологического вмешательства. Более того, инструментальную
роль в управлении поведением и адаптацией детей играют способы, которыми семья, как единое целое,
справляется с типичными и нетипичными стрессами, такими как конфликт и безработица. Стресс
Hosted by uCoz