Navigation bar
  Print document Start Previous page
 68 of 537 
Next page End  

Рассказ об облегченной коммуникации является интересной иллюстрацией модных методов
лечения. Это также пример того, как широкая общественность и, к сожалению, некоторые специалисты
могут не признавать потребность в научных свидетельствах (Gorman, 1999; Jacobson, Mulick &
Schwartz, 1995). Облегченная коммуникация (facilitated communication, FC)
это разработанная, по-
видимому, из лучших побуждений, но очень противоречивая и неправильно используемая процедура
обучения коммуникативным навыкам детей с аутизмом и другими нарушениями. Метод состоит в том,
что «облегчающий» обеспечивает мануальную помощь, легко прикасаясь к кисти, запястью или руке
ребенка, когда тот, предположительно, осуществляет коммуникацию, печатая на клавиатуре или
указывая на буквы алфавита. Предполагаемая цель мануальной поддержки со стороны «облегчающего»
— помочь ребенку нажать на те клавиши, на которые он хочет нажать, не влияя при этом на выбор
клавиши. Однако, поскольку мануальная
помощь со стороны «облегчающего» осуществляется в
неопределенных пределах, возможность прямого влияния с его стороны остается.
Облегченная коммуникация получила широкую рекламу, когда было сообщено, что после нее
дети демонстрировали уровень грамотности и интеллектуальной компетенции, намного превосходящий
их ожидаемые способности (Biklen, 1990). Результаты рассматривались как особо значимые, поскольку
типичный ребенок, проходивший курс облегченной коммуникации, страдал всю жизнь аутизмом или
глубокой умственной отсталостью или тем и другим одновременно и никогда не разговаривал (Jacobson
et a)., 1995). Например, по данным одного сообщения, немая девочка, явно не понимавшая назначения
денег или значимость праздников или подарков, якобы напечатала, что она не любит Рождество, потому
что у нее нет денег на то, чтобы купить своей матери подарок (Dillon, 1993). Сторонники облегченной
коммуникации утверждают, что благодаря этому методу дети с аутизмом могут подбирать фразы и
предложения, описывающие сложные воспоминания и чувства, и демонстрировать другие развитые
языковые навыки (Biklen & Cardinal, 1997).
Облегченная коммуникация получила широкое некритическое освещение в популярных СМИ и
постоянно используется в работе с тысячами неполноценных детей, обходясь, вероятно, в миллионы
долларов ежемесячно (Mulick, Jacobson & Kobe, 1993). Однако критики облегченной коммуникации
оценивают эту процедуру как шарлатанство — ничем не отличающееся от планшетки для
спиритических сеансов. Можно ли приписать экстраординарные результаты применению облегченной
коммуникации или же они являются фикцией? Научные исследования указывают на фикцию —
объективные демонстрации и контролируемые исследования систематически обнаруживают, что
предполагаемая коммуникация ребенка контролируется «облегчающим» (см. врезку 3.1). Осуществляет
коммуникацию именно «облегчающий», а не ребенок (Jacobson et al., 1995).
Врезка 3.1
Облегченная коммуникация: кто осуществляет коммуникацию?
Споры вокруг облегченной коммуникации (FC) стали особенно жаркими и даже привели
некоторые семьи к катастрофическим последствиям, когда люди, облегчающие коммуникацию, решили,
что обнаружили сообщения о насилии над ребенком, совершаемом членами семьи. В одном таком
случае предполагаемого жестокого обращения со стороны члена семьи облегченная коммуникация
была проверена независимым экспертом в трех типах условий. В первых условиях вопросы могли
слышать и девочка, и облегчающий ее коммуникацию человек. При этом девочка правильно ответила
на 8 или 9 из 10 вопросов. Во вторых условиях облегчающий слушал музыку через наушники, в то
время как девочке задавались вопросы. В этом случае девочка не ответила правильно ни на один из
вопросов. В третьих условиях и на «облегчающем», и на девочке были наушники, и иногда они
слышали одни и те же вопросы, а иногда — разные. В этих условиях девочка ответила правильно на 4
из 10 вопросов, когда она слышала те же вопросы, что и облегчающий, но ответила на все вопросы
неправильно, когда слышала другие вопросы. Интересно, что 4 из неправильных ответов девочки
оказались правильными ответами на вопросы, которые слышал облегчающий. Какие же выводы можно
сделать из этой демонстрации? Кто осуществляет коммуникацию?
(Источник: Autism Research Review, 6(1), 1992; процитировано в: Dillon, 1993, с. 287.)
---
Облегченная коммуникация представляет особый интерес для нашего обсуждения научного
подхода, поскольку она отвечает многим из критериев псевдонауки: демонстрации благотворного
воздействия основаны на чьих-то рассказах или недостоверных свидетельствах; базисные способности
Hosted by uCoz