Navigation bar
  Print document Start Previous page
 73 of 537 
Next page End  

какого-либо явного доказательства, что одна предшествует другой. Так, отсутствие у Уитни подруг
связано с ее печалью. Тоскует ли она потому, что не имеет подруг, или же печаль мешает ей
устанавливать дружеские отношения? Поскольку мы не знаем, какая из этих переменных появилась
первой, отсутствие у Уитни подруг и ее печаль являются коррелируемыми переменными.
Как говорилось в главе 1, фактор риска — это переменная, которая предшествует
интересующему нас исходу и увеличивает вероятность того, что последний будет иметь место.
Например, настроение Уитни ухудшилось после развода ее родителей. Считаете ли вы, что развод
родителей представляет собой фактор риска, способствующий развитию у детей депрессии или других
проблем? Помните, что фактор риска увеличивает вероятность того, что может иметь место
определенный исход. Наличие фактора риска не означает, что этот исход обязателен; все будет зависеть
от других факторов. Очевидно, что большинство детей разведенных родителей не впадают в депрессию.
Развод не является причиной депрессии или низкой самооценки, но он может быть фактором риска
(Hetherington, Bridges & Insabella, 1998). Защитный фактор — это переменная, которая предшествует
интересующему нас исходу и уменьшает вероятность того, что последний будет иметь место. Тесные
отношения между Уитни и ее мамой могут служить защитным фактором, который предотвратит
эпизоды депрессии в будущем.
Исследование факторов риска и защиты часто требует, чтобы были изучены большие выборки
детей и чтобы множественные области функционирования детей (физического, интеллектуального,
психосоциального) оценивались на протяжении длительных периодов времени. Это необходимо,
поскольку (1) фактически расстройство возникает только у небольшого процента детей, которым оно
может грозить; заранее неизвестно, какие области функционирования детей будут затронуты и каким
образом; точно так же заранее не известны моменты развития, в которые может возникнуть или
повториться расстройство. Иногда последствия подверженности какому-то фактору риска в период
младенчества или раннего детства могут остаться не замеченными до наступления юности или
зрелости. Возможность, что будут иметь место отложенные, или спящие, эффекты, усложняет изучение
факторов риска и защиты, поскольку, если необходимо выявить отложенные эффекты, детей следует
наблюдать в течение многих лет.
Наконец, еще одним видом переменных являются причины, а это означает, что они влияют либо
непосредственно, либо через другие переменные, на появление интересующего исхода. Отец Тито
прибегал к суровым наказаниям, когда его сын плохо себя вел. Являются ли эти наказания причиной
агрессивного поведения Тито? Перенимает ли Тито агрессивность от своего отца? Вопросы,
касающиеся причин, сложны, поскольку то, что квалифицируется как причина, будет меняться в
зависимости от интересующих переменных и от того, насколько далеко в прошлое может быть
прослежена причинная цепочка. Детерминанты расстройств детства редко включают простые парные
причинно-следственные связи (Kazdin & Kagan, 1994). Поскольку детские расстройства почти всегда
являются следствием многих причин, задача исследователей — идентифицировать относительное
влияние каждого из этих факторов и определить, как они комбинируют или взаимодействуют во
времени, приводя к определенному исходу.
Переменные-модераторы и медиаторы. Факторы, которые влияют на направление или силу
связи между интересующими переменными, называют переменными-модераторами (умеряющими).
Связь между двумя переменными зависит от переменных-модераторов, таких как пол, возраст,
социально-экономический статус, этническая принадлежность или семейные характеристики ребенка,
или является их функцией. Например, в исследовании, изучавшем связь между предысторией
физического насилия над собой, о котором сообщали подростки, и сообщенными ими
интернализованными проблемами (например, тревога и депрессия), МакГи, Вулф и Уилсон (McGee,
Wolfe & Wilson, 1997) обнаружили, что корреляция между тяжестью предшествующего жестокого
обращения и интернализованными проблемами у девушек была большей, чем у юношей (см. рис. 3.2);
пол был переменной-модератором. То есть связь между двумя переменными (в данном случае между
жестоким обращением и интернализованными проблемами) менялась в зависимости от третьей
переменной (был ли участник исследования юношей или девушкой).
Hosted by uCoz