Navigation bar
  Print document Start Previous page
 74 of 537 
Next page End  

Рис. 3.2. Интернализованные проблемы, сообщенные подростками. (McGee et al, 1997)
Процесс, механизм или средство, путем которого переменная приводит к определенному исходу,
называют переменной-медиатором. Переменные-медиаторы (опосредующие) описывают
происходящее на психологическом или нейробиологическом уровне, с целью объяснения того, как одна
переменная проистекает из другой. В своем исследовании Дж. Снайдер (Snyder, 1991) установил, что в
дни, когда матери 4-5-летних детей находились в плохом настроении и часто конфликтовали, они чаще
реагировали негативно на плохое поведение своих детей и усиливали принуждение ребенка во время
конфликтов
с ним. В свою очередь, использование матерью этого вида наказания было связано с
возрастанием поведенческих проблем ребенка в те же самые дни. Как показано на рис. 3.3, эти данные
указывают, что связь между материнским дистрессом и проблемами поведения ребенка частично
опосредуется дисциплинарными приемами, используемыми матерями в дни, когда они испытывают
дистресс. Эти дисциплинарные приемы помогают объяснить связь между материнским дистрессом и
проблемами поведения ребенка.
1) Негативное настроение матери и частые конфликты
2) Используемое матерью наказание
3) Поведенческие проблемы ребенка
(1 -> 2 -> 3)
Рис. 3.3.
Переменные-медиаторы: вид наказания, используемый матерями в дни, когда они
испытывают дистресс, опосредует связь между материнским дистрессом и поведенческими проблемами
ребенка.
Исход. Каким может быть долговременный исход в случае детей с психологическими
проблемами? Многие проблемы детства идут на убыль или исчезают, когда дети взрослеют, но нам
необходимо знать, приблизительно в каком возрасте можно ожидать подобных улучшений?
Аналогичным образом, возникнут ли другие проблемы, скажем, выработается ли у ребенка низкое
мнение о себе из-за, допустим, ночного недержания мочи или излишнего беспокойства по поводу
занятий в школе? Возвращаясь к оппозиционному и агрессивному поведению Тито, можно ли ожидать,
что оно пойдет на убыль или исчезнет, когда он станет старше, или же оно предвещает продолжение
конфликта со сверстниками, будущие проблемы в школе и последующие трудности в социальной
адаптации?
Вмешательства. Насколько эффективны наши методы лечения и профилактики детских
проблем? Являются ли одни виды вмешательства более эффективными, чем другие? Вопросы лечения и
профилактики касаются оценки непосредственных и долговременных эффектов психологических,
средовых и биологических методов лечения; сравнения относительной эффективности различных форм
и комбинаций лечения; установления причин того, почему конкретное лечение помогает. Они также
Hosted by uCoz