Navigation bar
  Print document Start Previous page
 75 of 537 
Next page End  

касаются идентификации факторов, которые влияют на обращение за помощью и лечебный процесс;
понимания того, как вспомогательные процессы терапии, например отношения терапевт—клиент,
влияют на результаты лечения; оценки доступности эквивалентных форм лечения для детей и значимых
взрослых (Conduct Problems Prevention Research Group, 1992).
Многие методы лечения детей и подростков еще даже не оценивались (Kazdin, 2000), хотя эта
ситуация постоянно улучшается. Как мы будем говорить в главе 4 «Обследование, диагноз и терапия»,
исследования показывают, что дети, которые проходят лечение, как правило, чувствуют себя лучше,
чем те, кто не лечится. Однако существует насущная потребность оценить вмешательства хотя бы
детей, находящихся в реальной клинической обстановке (Kazdin & Weisz 1998; Weisz, 1998).
Необходимо провести важную грань между действенностью и эффективностью лечения.
Действенность лечения относится к тому, способно или нет лечение вызвать изменения при надежно
контролируемых условиях. В исследованиях действенности осуществляется тщательный контроль за
отбором случаев, терапевтами, а также за проведением и мониторингом лечения. Напротив,
эффективность лечения относится к тому, можно ли показать, что лечение помогает в реальной
клинической практике, а не только в надежно контролируемых условиях. В исследованиях
эффективности лечение оценивается в клинической обстановке, клиентов обычно направляют на
лечение, а не подбирают, и терапевты оказывают помощь в отсутствие многих видов строгого контроля,
используемых в исследовании (American Psychological Association Task Force on Psychological
Intervention Guidelines, 1995). Как правило, обнаруживается, что польза, которую лечение приносит
детям с проблемами, в контролируемых исследовательских условиях (проверка действенности) больше,
чем в клинической практике (проверка эффективности) (Weiss, Carton & Harris, 2000; Weisz, Donenberg,
Han & Weiss, 1995).
Итоги раздела
- Исследование — это многоступенчатый процесс, который включает в себя разработку
гипотезы, определение общего подхода, выбор единиц измерения, выработку исследовательского плана
и процедур, сбор и анализ данных и интерпретацию результатов.
- Используемая исследователем теория патологического поведения ребенка определяет
изучаемые переменные, выбор методов исследования и интерпретацию результатов исследования.
- Типовые вопросы в детской патопсихологии касаются коррелятов, факторов риска и защиты,
причин, переменных-модераторов и медиаторов, исхода и вмешательств в случае детских расстройств.
Познакомившись с теми вопросами, к которым обычно обращаются исследователи в области
детской патопсихологии, мы переходим к методам, используемым для получения ответов на эти
вопросы.
Методы изучения поведения
Изучение эмоциональных и поведенческих проблем детей требует, чтобы мы измерили эти
проблемы способами, которые надежны, валидны и могут быть статистически проверены. Это нелегкая
задача. Проблемы детей должны быть оценены на основании выборок поведения в ситуациях, которые
часто отражают различные точки зрения взрослых. На эти оценки, скорее всего, повлияют возраст, пол
и культурная среда ребенка, а также личные нормы оценивающих.
В результате никакое одиночное
измерение не способно дать полностью адекватную картину детских проблем, и необходимы
множественные замеры и источники информации.
Стандартизация, надежность и валидность
Измерения и методы, которые мы используем для изучения поведения ребенка и семьи, должны
пройти тщательное исследование, с тем чтобы можно было определить, насколько точно они оценивают
определенные конструкты, такие как депрессия, тревога или умственная отсталость. Использование
хорошо стандартизованных, надежных и валидных единиц измерения и процедур крайне важно для
подлинно научного исследования, как это показано на рис. 3.4.
Стандартизация
Приложение определенных стандартов или норм к приему, чтобы
Hosted by uCoz