Navigation bar
  Print document Start Previous page
 76 of 537 
Next page End  

обеспечить его применимость в различных измерениях
Надежность
Степень согласованности измерения
Валидность
Степень, в которой прием измеряет то, что предполагается
измерить
Рис. 3.4. Понятия, которые определяют ценность наших методов измерения и оценки.
Стандартизация это процесс, который определяет набор стандартов или норм для процедуры
измерения, с тем чтобы его можно было систематически использовать при различных оценках
конструкта. Эти стандарты и нормы относятся к процедурам, которым необходимо следовать во время
проведения исследования, сбора и оценки данных. В некоторых случаях измерение может проводиться
на больших группах детей, которые различаются по определенным характеристикам, таким как возраст,
пол, раса, социально-экономический статус или диагноз. Эти оценки можно затем использовать в целях
сравнения. Например, тестовые оценки 8-летнего мальчика из среды с низким социально-
экономическим статусом следует сравнивать оценками других детей, подобных ему, а не с оценками 16-
летней девушки из среды с высоким социально-экономическим статусом.
Надежность относится к согласованности или повторяемости измерений. Чтобы быть
надежными, измерения не должны зависеть от какого-то одного наблюдателя или клинициста; разные
люди должны приходить к согласию в отношении того, что они видят. Это называют согласием между
оценивающими (interrater agreement). Представьте свою реакцию, если вы покажете ребенка трем
различным психологам, и они поставят ему три разных диагноза и порекомендуют три разных метода
лечения. Как вам определить, какой из диагнозов вереи? В этом случае диагнозы не будут надежными,
поскольку два психолога или более не пришли к согласию. Аналогичным образом различные
измерения, такие как тесты или интервью, когда они повторяются в течение короткого интервала
времени, должны давать схожие результаты в обоих случаях. Другими словами, результаты должны
быть стабильными во времени; это называют надежностью теста и повторного теста (test-retest
reliability).
Одной надежности недостаточно для определения того, отражает ли метод цели исследователя
— должна быть продемонстрирована и валидность.
Валидность метода показывает, в какой степени он действительно измеряет параметр или
конструкт, который исследователь собирается измерить. Валидность можно оценить рядом способов.
Во-первых, измерение можно проверить на его лицевую валидность (face validity), или степень, в
которой оно, как представляется, оценивает интересующий конструкт. Конструктная валидностъ
(construct validity) относится к тому, ведут ли себя при измерении оценки так, как предсказывают теория
или прошлые исследования — к значению, вкладываемому в оценки. Конвергентная валидность
(convergent validity) отражает корреляцию между измерениями, которые, как ожидается, связаны между
собой, — показатель степени, в которой два измерения оценивают схожие или связанные конструкты. С
этой валидностью контрастирует дискриминантная валидностъ (discriminant validity), которая
относится к степени корреляции между измерениями, которые, как ожидается, не связаны друг с
другом.
Наконец, связанная с критерием валидность (criterion-related validity) относится к тому,
насколько точно измерение предсказывает поведение в условиях, где, как мы ожидаем, оно должно это
делать либо в то же самое время (конкурентная валидность
concurrent validity), либо в будущем
(предиктивная валидностъ — predictive validity). Например, высокие показатели ребенка при измерении
социальной тревожности должны предсказывать, что ребенок проявит тревогу или избежание в
текущих социальных ситуациях и, возможно, будет испытывать трудности с установлением дружеских
отношений в будущем. Связанная с критерием валидность говорит, можно ли использовать показатели,
полученные при измерении, для той цели, для которой они предназначены, — обладает или нет
измерение практической пригодностью.
Измерения
Для оценки важных параметров когнитивного, поведенческого и эмоционального
функционирования детей существуют самые разные методы измерения (Mash & Terdal, 1997). Эти
методы представляют собой подробные планы наблюдения и оценки детей и их окружения способами,
которые выявляют относительно явные связи между интересующими переменными. Важный вопрос,
касающийся методов измерения: кто будет делать выводы относительно поведения — участники с
Hosted by uCoz