Navigation bar
  Print document Start Previous page
 79 of 537 
Next page End  

стадии.
Наблюдение
Вы можете многое увидеть, если будете наблюдать.
Йоги Берра
Используя систематические методы наблюдения, исследователь может непосредственно
наблюдать поведение ребенка и других людей в условиях, которые простираются от
неструктурированных наблюдений в естественном окружении ребенка, называемых естественным
наблюдением, до высокоструктурированных ситуаций, которые предполагают использование
специфических заданий или инструкций, обычно осуществляются в клинике или лаборатории и
называются структурированным наблюдением (Mash, 1991). Используя естественное наблюдение,
исследователь приходит в дом, класс или детский сад, чтобы пронаблюдать и зафиксировать
интересующее его поведение ребенка, а часто и других людей, с которыми ребенок общается, например,
родителей, учителей, братьев и сестер, сверстников. Или же исследователь может в естественной
обстановке заснять на видеопленку поведение, которое можно впоследствии закодировать.
Рис. 10-летний ребенок перед началом исследования, использующего функциональную
магнитно-резонансную томографию (fMRI).
Исследователь, использующий структурированные наблюдения в лаборатории или клинике,
создает ситуацию или разрабатывает инструкции, чтобы вызвать поведение, представляющее особый
интерес. К примеру, многочисленные исследования привязанности оценивают реакции маленьких детей
на все более стрессовые эпизоды разлучения их с опекунами и воссоединения с ними в лаборатории,
используя «незнакомую ситуацию» Эйнсуорта, рассмотренную в главе 2 «Теории и причины детской
патопсихологии» (Ainsworth, Blehar, Waters & Wall, 1978). Путем структурирования ситуации, с тем
чтобы вызвать специфическое поведение привязанности, «незнакомая ситуация» позволяет
исследователям оценить надежность привязанности детей, отмечая, насколько эффективно они могут
использовать своих опекунов в качестве источника утешения во время дистресса.
Структурированные лабораторные или клинические наблюдения достаточно эффективны и
обладают тем преимуществом, что фокусируют наблюдения на интересующем явлении. Этот метод
особенно полезен для изучения поведения ребенка, которое в повседневной жизни редко имеет место.
Структурированные наблюдения дают исследователю больший контроль над ситуацией, чем
естественные наблюдения, а также обеспечивают использование других оценочных процедур.
Например, когда процесс обсуждения какой-либо проблемы записывается на видеопленку, можно
использовать повторные воспроизведения интеракции, чтобы спросить членов семьи, о чем они думали
во время обсуждения (Sanders & Dadds, 1992). Что касается негативной стороны, то возникают вопросы
по поводу того, обеспечивают ли наблюдения в лаборатории или клинике репрезентативную выборку
интересующего поведения (Dadds & Sanders, 1992). Когда человека снимают на видеопленку или
наблюдают за ним через сквозное зеркало, он чувствует себя в некотором роде, как в аквариуме; дети и
родители могут вести себя в лаборатории не так, как в реальной жизненной обстановке. В целом,
выборки поведения, которые получены с использованием методов наблюдения, — независимо от того,
проводится ли оно в лаборатории или в условиях реальной жизни, — должны рассматриваться как
Hosted by uCoz