Navigation bar
  Print document Start Previous page
 83 of 537 
Next page End  

экспериментальном исследовании. Тем не менее в случае многих важных вопросов в детской
патопсихологии естественные эксперименты являются единственной возможностью.
Проспективное и ретроспективное исследование. Исследовательские планы, которые
обращаются к вопросам, касающимся причин и долговременного исхода детских расстройств, могут
различаться в отношении времени идентификации выборки и времени сбора данных. В случае
ретроспективного плана выборка людей идентифицируется в текущее время, и людей просят дать
информацию, касающуюся предыдущего периода времени. Идентифицируются случаи, которые уже
дали интересующий исход, и их сравнивают с контрольными случаями, не демонстрирующими этот
исход. Оценки нацелены на характеристики, существовавшие в прошлом, а выводы делают в
отношении прошлых характеристик и текущего исхода. К примеру, выборку молодых людей с
расстройством на почве употребления стимулирующих веществ могут попросить дать ретроспективные
оценки и описания их раннего семейного опыта.
Хотя в ретроспективных исследованиях данные можно получить немедленно, эти исследования
также крайне чувствительны к погрешности и искажению при воспоминаниях. Например, родители
подростка, у которого диагностировали шизофрению, могут по-новому посмотреть на детство
подростка, искажая свои воспоминания о его предшествующем поведении и дружеских отношениях.
Кроме того, ретроспективные планы не способны идентифицировать индивидуумов, которые
подвергались ранее определенным воздействиям, но не столкнулись затем с проблемой. К примеру,
молодые люди с расстройством на почве употребления стимулирующих веществ могут сообщать о
более негативном раннем опыте. Однако эти данные не будут служить основанием для заключения, что
негативный ранний опыт является специфическим предвестником злоупотребления стимуляторов во
взрослой жизни, поскольку ретроспективное исследование не способно идентифицировать тех детей,
чей ранний опыт был негативным, но кто, повзрослев, не столкнулся с расстройством на почве
употребления стимуляторов.
В случае проспективных планов реального времени исследовательскую выборку
идентифицируют и затем отслеживают в течение какого-то времени, причем данные собирают через
определенные временные интервалы. Одних и тех же детей отслеживают и оценивают в течение
некоторого времени, с тем чтобы понять характер изменений или различия, которые могут развиваться
во времени. Например, за младенцами, у которых возникает страх в ответ на новые события, могут
следить какое-то время, чтобы посмотреть, не появится ли у них впоследствии расстройство тревоги
или другие проблемы, в сравнении с младенцами, у которых страх не возникает.
Проспективные планы устраняют часть проблем, связанных с ретроспективным исследованием.
Следя за выборкой в течение определенного времени, мы можем идентифицировать детей, у которых
развивается расстройство, а также тех, у кого оно не развивается. Поскольку информацию собирают в
момент ее появления, проблемы, связанные с погрешностью и искажением при воспоминании, сводятся
к минимуму. Недостатками проспективных планов являются отсев участников со временем и
длительные сроки, необходимые для сбора данных.
Аналоговое исследование. Аналоговое исследование оценивает специфическую переменную в
условиях, лишь напоминающих ситуацию, на которую мы желаем перенести полученные результаты,
или приближающуюся к ней. Аналоговые исследования фокусируют внимание на каком-то строго
очерченном исследуемом вопросе в надежно контролируемых условиях. Часто целью исследования
бывает высвечивание специфического процесса, который в противном случае было бы трудно изучить.
Например, Лэнг, Пелхэм, Джонстон и Гелернтер (Lang, Pelham, Johnston & Gelernter, 1989)
хотели проверить, не могут ли высокие уровни потребления алкоголя отцами мальчиков с синдромом
дефицита внимания/расстройством поведения (ADD/CD) частично быть вызваны дистрессом от
общения с их трудными детьми (должно быть, эти исследователи сами были родителями). Одиноких
студентов и студенток колледжа, любителей выпить в компании, отбирали случайным образом для
интеракций с мальчиками, которых обучили поведению, характерному либо для нормальных детей
(например, дружба и сотрудничество), либо для детей с синдромом дефицита внимания/расстройством
поведения (например, повышенная активность, деструктивность). Участники оценивали собственное
настроение перед общением с ребенком и после него. После интеракции участникам предоставляли 20-
минутный перерыв, пока они находились в ожидании следующей интеракции с тем же самым ребенком.
Во время перерыва бесплатно предоставлялось пиво. Участники эксперимента, и студенты, и студентки,
сообщали о сравнимых уровнях настроения, отличавшегося повышенным дистрессом, после общения с
детьми, игравшими роли, соответствующие диагнозу синдром дефицита внимания/расстройство
поведения. Однако только студенты-юноши выпивали такое количество пива, что у них повышался
Hosted by uCoz