Navigation bar
  Print document Start Previous page
 84 of 537 
Next page End  

уровень содержания алкоголя в крови.
Эти данные показывают, что интеракции с ребенком, страдающим синдромом дефицита
внимания/расстройством
поведения могут способствовать увеличению потребления алкоголя отцами.
Однако, поскольку аналоговое исследование только напоминает интересующие условия — его
участники были одинокими учащимися колледжа, а не родителями детей с синдромом дефицита
внимания/расстройством поведения; дети в действительности не страдали этими заболеваниями;
выпивка была ограничена искусственной лабораторной обстановкой; было доступно только пиво, —
трудно определить, имеют ли место схожие эффекты в ситуациях реальной жизни (несмотря на
сообщения некоторых родителей, что дети буквально подталкивают их к выпивке!). Эти условия
поднимают вопрос внешней валидности, или обобщаемости результатов исследования.
Планы исследования
Изучение случая. Изучение случая (история болезни), которое предполагает интенсивное,
обычно описательное, наблюдение и анализ конкретного ребенка, имеет давние традиции в
исследовании патологического развития и поведения. Сделанное Итаром описание Виктора, дикого
мальчика из Авейрона, лечение Фрейдом фобии у маленького Ганса, обусловливание Джоном
Уотсоном фобической реакции у Альберта Б. и другие подобные исследования клинических случаев
сыграли важную роль в формировании нашего образа мышления относительно проблем детей.
Изучение случая, особенно используемое в клиническом контексте, сводит вместе большой
объем информации о конкретном ребенке, поступающей из различных источников, включая интервью,
наблюдения и результаты тестов. Цель — получить по возможности полную картину психологического
функционирования ребенка, его нынешнего окружения и истории развития. Иногда целью является
описание последствий лечения.
Изучения случаев позволяют получить описания, которые богаты деталями и наводят на ценные
идеи относительно факторов, связанных с болезнью. Тем не менее они имеют свои недостатки. Как
правило, их считают ненаучными и имеющими изъяны из-за неконтролируемых методов и
погрешностей отбора, которые их характеризуют, а также из-за присущих им трудностей, связанных с
объединением разнородных наблюдений, возможностью сделать валидные выводы, исходя из
интересующих переменных и перенесением данных по конкретному ребенку на других детей. Поэтому
изучения случаев рассматриваются в основном как богатые источники описательной информации,
которая закладывает основу для последующей проверки гипотезы в исследовании с большими
выборками и для использования более контролируемых методов. Кроме того, они служат источником
для разработки и опробования лечебных приемов.
Несмотря на свой ненаучный характер, систематически проводимые изучения случаев, скорее
всего,
продолжат играть полезную роль в исследовании детских расстройств. Во-первых, многие
детские расстройства (например, аутизм и начинающаяся в детстве шизофрения) редки, что затрудняет
получение больших выборок детей для исследования. Во-вторых, анализ индивидуальных случаев
может способствовать пониманию многих отличительных симптомов детских расстройств, которые
либо нечасто проявляются (например, акты крайней жестокости), либо имеют скрытый характер и
потому их трудно наблюдать непосредственно (например, воровство, поджоги). В-третьих, значимые
детские нарушения, такие как посттравматический стресс (глава 7 «Тревожные расстройства») часто
развиваются в результате происходящих естественным образом экстремальных событий и
обстоятельств, таких как стихийные бедствия, тяжелые травмы или жестокое обращение. Эти события и
обстоятельства нелегко изучать, используя контролируемые методы. Тем не менее проблемой в
изучении случаев остается обобщение, а также отнимающий много времени интенсивный анализ
отдельных случаев.
Экспериментальные планы для одиночных случаев. Такие планы чаще всего используются
для оценки влияния на проблему ребенка клинической терапии, такой как подкрепление или
медикаментозное лечение стимуляторами. Основные особенности экспериментальных планов для
одиночных случаев, которые отличают их от неконтролируемого изучения случаев, включают в себя
систематическую повторную оценку поведения в течение определенного времени, воспроизведение
лечебных эффектов у того же самого испытуемого через определенное время и исполнение участником
функции собственного контроля за счет нахождения во всех лечебных условиях (Barlow & Hersen, 1984;
Kazdin, 1982). Существует много видов планов с одним испытуемым, наиболее распространенными из
которых являются реверсивный план А-В-А-В и план с множественным базисом, охватывающий
Hosted by uCoz