Navigation bar
  Print document Start Previous page
 89 of 537 
Next page End  

сталкиваются с одними и теми же культурными и историческими событиями в течение одного и того же
периода времени.
То, что участников повторно изучают, наблюдают, интервьюируют и тестируют, также может
негативно повлиять на валидность лонгитюдного исследования. Дети и взрослые могут стать более
сенситивными к изучаемым мыслям, чувствам и поведению, тем самым осмысляя и пересматривая их в
таком ключе, который не имеет ничего общего с изменениями, связанными с возрастом. Кроме того,
при повторном тестировании участники могут прогрессировать в результате эффектов тренировки,
включая большее знакомство с вопросами теста и лучшие навыки сдачи теста. Наконец, изменения в
области детской патопсихологии могут создать проблемы для лонгитюдных исследований, которые
охватывают протяженный период времени. Теории и методы постоянно меняются, и те, которые
вызвали данное лонгитюдное исследование, могут устареть.
Некоторые из трудностей, связанных с лонгитюдными исследованиями, можно уменьшить,
сочетая поперечно-срезовый и лонгитюдный подходы в том, что называют ускоренным лонгитюдным
планом (Farrington, 1991b). При этом подходе отслеживаются несколько групп, каждой из которых
соответствуют разные, но частично совпадающие возрастные границы или стадии развития. Группы
отбирают таким образом, что возрастные границы охватывают общие временные рамки, но ни за одной
из групп не следят в течение всего срока наблюдения. Частичное совпадение позволяет исследователю
связать между собой кратковременные лонгитюдные исследования, превратив их в единое лонгитюдное
исследование, которое охватывает период развития, более продолжительный, нежели период,
требуемый для сбора данных.
Ускоренный лонгитюдный план имеет три преимущества. Во-первых, он позволяет
исследователям изучить когортные эффекты путем сравнения детей одного и того же возраста,
родившихся в разные годы. Например, мы можем сравнить поведение различных групп в возрасте 8-10
лет, и если группы не различаются, можно исключить когортные эффекты. Во-вторых, мы можем
произвести как лонгитюдные, гак и поперечно-срезовые сравнения. Если в обоих случаях результаты
схожи, мы можем больше доверять нашим данным. В-третьих, этот план эффективен; как показано во
врезке 3.4, мы можем получить сведения об изменениях в период с 4 до 18 лет, следя за каждой
когортой в течение 8 лет.
Врезка 3.4
Как меняется со временем агрессивное и делинквентное (антисоциальное) поведение у
мальчиков и девочек?
Хороший пример использования ускоренного лонгитюдного плана дает исследование,
проведенное Штрангером, Ахенбахом и Ферхульстом (Stranger, Achenbach & Verhulst, 1997). Их
интересовало развитие у детей во времени агрессивности в противовес делинквентности, поэтому они
изучили большую местную выборку, состоявшую из семи различных групп голландских детей, которых
первоначально оценивали в возрасте от 4 до 10 лет. Каждую когорту затем оценивали снова с
двухгодичными интервалами на протяжении 8-летнего периода (рис. 3.8).
Hosted by uCoz