Navigation bar
  Print document Start Previous page
 91 of 537 
Next page End  

выстроить общие категории и паттерны.
В табл. 3.2 описаны некоторые из ключевых характеристик качественного исследования.
Таблица 3.2. Ключевые характеристики качественного исследования
-
Качественное исследование проводится путем интенсивного и/или длительного контакта с
«полевой», или жизненной, ситуацией. Как правило, эти ситуации являются «банальными», или
нормальными, отражая повседневную жизнь индивидов, групп, обществ или организаций.
- Исследователь пытается получить данные, касающиеся восприятий локальных действующих
лиц, «изнутри», проявляя глубокое внимание, эмпатическое понимание и воздерживаясь от заранее
составленных мнений об обсуждаемых предметах.
- Используя полученную информацию, исследователь может изолировать определенные вопросы
и проявления, которые можно просмотреть вместе с информатором, но которые должны быть
сохранены в своей первоначальной форме на протяжении всего исследования.
- Основная задача исследования - прояснить, как люди в определенной обстановке приходят к
пониманию своих повседневных ситуаций, объясняют их, действуют в них и как-либо иначе реагируют
на них.
- В начале исследования используют относительно немного стандартизованного инструментария.
В сущности, основным измерительным инструментом в исследовании является сам исследователь.
- Большая часть анализа проделывается с помощью слов. Слова можно объединять, группировать
и разбивать на сегменты. Они могут быть организованы таким образом, что позволят исследователю
противопоставлять, сравнивать, анализировать их и выстраивать из них паттерны.
(Источник: Miles & Huberman, 1994.)
Чтобы получить представление о качественных методах, рассмотрите исследование, описанное
во врезке 3.5. Это исследование выясняет, какими путями родители детей с умственной отсталостью и
специалисты могут прийти к консенсусу во время диагностического сеанса обратной связи.
Врезка 3.5
Специалисты и родители обсуждают плохие новости
В исследовании, использовавшем качественные методы, Абраме и Гудман (Abrams & Goodman,
1998) изучали, что происходит между родителями детей с задержками развития и специалистами во
время диагностического сеанса обратной связи. В частности, они хотели узнать больше о переговорах
— процессе, описывающем социально конструктивный характер встреч, в ходе которых участники
приходят к взаимному пониманию, используя обычный язык. Родителям говорили, что цель
исследования — изучить, как специалисты сообщают информацию родителям. Затем они в письменной
форме разрешали магнитофонную запись сеанса обратной связи. Записи 10 сеансов обратной связи с
различными родителями были затем подробно расшифрованы, составив свыше 700 листов
документации. В 8 из 10 случаев анализ бесед позволил определить диагноз. В качестве одной из форм
переговоров некоторые родители начинали «торговаться», пытаясь пересмотреть диагноз и уменьшить
его последствия. Вот пример «торговли» в случае ребенка, которому поставили диагноз умственной
отсталости.
Специалист: Эта степень задержки означает, что у него умственная отсталость.
Отец: Можно ли ему как-то помочь?
Специалист: Всегда можно чем-то помочь. (Мать плачет.)
Мать: Но у него не тяжелая отсталость?
Специалист: Нет.
Отец: Более умеренная.
Психолог: Наш вероятный прогноз: у него будет сохраняться отсталость, вероятно, в легкой
форме — а это означает, что он... давайте назовем его «обучаемым».
Сначала матери было эмоционально трудно принять диагноз умственной отсталости. Однако,
взяв себя в руки, она приняла активное участие в корректировке диагноза, стараясь сделать его менее
ошеломляющим. В процессе этого она смогла добиться того, что диагноз ее сына оказался в рамках
легкой умственной отсталости, и тем самым несколько успокоиться. IQ ее сына был равен 54, а это
означало, что его отсталость находится на границе между умеренной и легкой. На основании своего
анализа этой и многих других бесед, исследователи заключили, что те заключения, которые делаются во
Hosted by uCoz