Navigation bar
  Print document Start Previous page
 93 of 537 
Next page End  

необходимость в стандартах, регулирующих практику исследований (Hoagwood, Jensen & Fisher, 1996;
Vitello & Jensen, 1997). Исследования в детской патопсихологии должны отвечать определенным
стандартам, которые защищают детей и семьи от стрессовых процедур. Любое исследование должно
подвергаться тщательной этической оценке, перед тем как оно будет проведено. В настоящее время
этические руководства по исследованиям с детьми разрабатываются в США ревизионными советами,
федеральными финансирующими органами и профессиональными организациями, такими как
Американская психологическая ассоциация (American Psychological Association, 1992) и Общество
исследований развития ребенка (Society for Research in Child Development, 1996).
Этические стандарты исследований с детьми стремятся установить баланс между поддержкой
свободы научного изыскания и защитой прав личности и общего благополучия участников
исследования. Добиться подобного баланса не всегда легко, особенно когда речь идет о детях.
Например, хотя
исследователи обязаны использовать безопасные процедуры, в некоторых случаях
может возникнуть необходимость поместить ребенка в условия легкого стресса, если нужно определить
связанную с исследованием терапевтическую пользу. Дети более, чем взрослые, уязвимы перед
вредным физическим и психологическим воздействием, а их незрелость может затруднить им или
сделать невозможной точную оценку того, что несет с собой участие в исследовании. В свете этих
реалий необходимо принять меры предосторожности, чтобы защитить права детей во время проведения
исследования.
Информированное согласие и выражение согласия
Согласие индивида на участие на основе полной информации, полученное без принуждения,
служит для участников исследования в качестве наиболее действенной защиты. Информированное
согласие требует, чтобы все участники были полностью информированы о характере исследования, а
также о риске, пользе, ожидаемых результатах и альтернативах, до того как они согласятся участвовать.
Информированное согласие предполагает информирование участников о возможности выйти из
исследования в любое время и о том, что участие или неучастие в исследовании не влияет на право
получения других услуг.
В случае исследований, проводимых с детьми, защита распространяется на получение
информированного согласия от родителей, выступающих от имени ребенка, и выражение согласия со
стороны ребенка. Выражение согласия означает, что ребенок демонстрирует определенную форму
согласия участвовать в исследовании без обязательного понимания всей его значимости, которая может
выходить за пределы когнитивных возможностей маленького ребенка. Руководство по получению
выражения согласия со стороны ребенка требует такового, когда ребенку 7 лет или более.
Исследователям необходимо дать детям школьного возраста исчерпывающее объяснение
исследовательских действий на языке, который те могут понять. Кроме согласия родителей и детей
следует получить согласие от других лиц, выступающих от имени детей — например, от
администрации учреждений, когда исследование проводится в школах, детских садах или медицинской
организации.
Добровольное участие
Участие в исследовании должно быть добровольным, однако некоторые индивиды могут быть
более восприимчивы к скрытому давлению и принуждению, чем другие. Защите уязвимых групп
людей, включая детей, уделяется значительное внимание. Фишер (Fisher, 1991) идентифицирует семьи
младенцев и детей из группы с высоким риском как потенциально более уязвимые, что частично
связано с переживанием семей по поводу статуса их детей. Хотя и инструктируемым иным образом,
родителям, набранным через организации социальной помощи или медицинские учреждения, может по-
прежнему казаться, что их обращение с ребенком или качество ухода будут находиться под угрозой,
если они не примут участия в исследовании. Родителям, плохо обращающимся с ребенком, может
казаться, что их неспособность участвовать в исследовании может привести к потере ребенка,
тюремному заключению или невозможности получения социальной помощи.
Роль исследователя требует успешно проводить набор добровольцев и одновременно избегать
оказания давления на потенциальных участников (Grisso et al., 1991). Принцип добровольности сам по
себе является фактором погрешности в исследовании. Очевидно, что индивиды, соглашающиеся
участвовать в исследовании, отличаются от тех, кто отказался от соответствующего предложения,
Hosted by uCoz