Navigation bar
  Print document Start Previous page
 96 of 537 
Next page End  

Фелиция: Многочисленные проблемы.
Тринадцатилетнюю Фелицию привели к врачу в связи с тяжелой депрессией, нежеланием
учиться, нарушением социальных контактов дома и в школе, расстройством сна. Родители впервые
обратили внимание на возникшие сложности около года назад, сразу после того, как мать девочки
попала в больницу с пневмонией. Фелиция, учившаяся в шестом классе, стала отказываться посещать
школу. Чтобы не ходить в школу, она жаловалась на боли в желудке. В это же время нарушилось и
социальное поведение. Она хотела все время быть рядом с матерью, часто обращалась к ней за
помощью, выполняя работу по дому и свои ежедневные обязанности. Фелиция стала очень тихой,
казалась печальной и несчастной, избегала проявлять социальную активность дома и в школе. Вскоре
после этого она стала жаловаться на проблемы со сном и потерю аппетита. Примерно в это же
время снизились ее оценки в школе: с четверок до троек и двоек. Фелиция говорила, что никто ее не
любит, что у нее ничего не получается, и ее жизнь безнадежна (адаптировано из Kolko, 1987, с. 159).
Клинические вопросы
Большинство юношей и девушек, которые обращаются за помощью и лечением, имеют
многочисленные проблемы. Накапливание этих проблем со временем обычно и приводит их к врачу.
Мы отмечали, что большая часть детских расстройств влечет за собой нарушения нормального
развития. Например, Фелиция не может справиться с требованиями пубертатного периода: она
испытывает трудности при выполнении действий, требующих самостоятельности, трудности в
контактах со сверстниками, у нее возникают проблемы с успеваемостью в школе, с самоутверждением,
произвольным регулированием эмоций. Девочка подверглась дополнительному стрессу, когда ее мать
попала в больницу с пневмонией. Врачу Фелиции необходимо оценить, насколько хорошо девочка
может справляться с различными ситуациями. Узнать, какова природа имеющихся у нее расстройств,
как она сама оценивает происходящее, исследовать физический статус, когнитивные способности и
личность девочки, а также то получает ли Фелиция достаточную поддержку со стороны родителей и
учителей. Для того чтобы выявить относительную значимость этих факторов, необходимо располагать
хорошо продуманным планом обследования, который позволит поставить диагноз и провести лечение.
В этой главе особое внимание мы уделяем клиническим стратегиям и методам, которые
используются для обследования детских психологических и поведенческих проблем, а также
различным способам классификации и диагностики детских расстройств.
Здесь также приводится краткое введение в терапию, а подробнее вопросы лечения мы обсудим
в последующих главах на примере индивидуальных расстройств. Обзор клинических вопросов начнем с
рассмотрения процесса принятия решений, сопутствующего обследованию, постановке диагноза и
терапии.
Процесс принятия решений
Как определить, страдает Фелиция психическими расстройствами, требующими внимания
специалистов, или она сама сможет справиться с проблемами? Для того чтобы понять основные
проблемы пациентов, поставить диагноз и составить план терапии, клиницист должен последовательно
рассмотреть ряд важных вопросов. Во многом этот процесс напоминает работу детектива. Он требует
отбора и учета многих факторов, которые приводят юношу или девушку к специалисту, а также
проверки альтернативных гипотез и схем. Непрерывный процесс принятия решений направлен на поиск
ответов как на текущие вопросы, так и на вопросы о происхождении, развитии и оптимальном лечении
расстройства (Mash, 1998; Schroeder & Gordon, 1991).
Обычно процесс принятия решений начинается с клинического обследования. Клиническое
обследование предполагает использование хорошо продуманных стратегий принятия решений,
необходимых для понимания детей с нарушениями, их взаимоотношений в семье, школе, со
сверстниками (Mash & Terdal, 1997a). Как правило, стратегии включают обследование эмоционального,
поведенческого и когнитивного функционирования ребенка, а также учет влияний семьи, школы,
сверстников. Эти стратегии составляют основу гибкого, активного процесса проверки гипотез
относительно природы нарушений, а также причин и возможных результатов как в случае терапии, так
и в случае невмешательства.
Hosted by uCoz