Navigation bar
  Print document Start Previous page
 98 of 537 
Next page End  

подросткового возраста
Характерные расстройства мальчиков
-
Дефицит внимания/гиперкинетическое расстройство
-
Расстройство речи
-
Нарушение поведения
-
Умственная отсталость
-
Аутизм
-
Расстройство чтения
-
Энурез
Характерные расстройства девочек
-
Тревожное расстройство
-
Подростковая депрессия
-
Расстройство питания
-
Сексуальное насилие
Общие расстройства для мальчиков и девочек
-
Расстройство поведения в подростковом возрасте
-
Детская депрессия
-
Физическое насилие и запущенность
(Источник: Hartung & Widiger, 1998, стр. 261)
Как мы уже отмечали, большинство детских расстройств обнаруживаются взрослыми, когда
симптомы становятся особо заметными или причиняющими беспокойство. В общем, для мальчиков
более характерно проявление гиперактивности и агрессии, в то время как девочки склонны выражать
свои проблемы менее заметным образом (Keenan & Shaw, 1997). Таким образом, может получиться так,
что мальчиков чаще приводят к врачу, а расстройства у девочек, не столь открыто проявляющиеся,
остаются незамеченными. Обследования и вмешательства должны учитывать возможные отклонения,
связанные с половыми и возрастными различиями в развитии и проявлении нарушений.
Следует обратить внимание на еще одно связанное с полом различие. Девочки чаще, чем
мальчики, склонны к непрямому реагированию на агрессию в форме вербальных атак, сплетен,
остракизма или возмездия третьему лицу (Crick & Rose, 2000). По мере того как девочки вступают в
подростковый период, их агрессивное поведение все более ориентируется на групповые нормы и
присоединение, в то время как для мальчиков агрессия остается конфронтационной по своей природе.
Таким образом, подходы к лечению агрессивных девочек иные, чем к лечению агрессивных мальчиков.
Кроме того, дети, проявляющие нетипичные для своего пола формы агрессии (открыто агрессивные
девочки и относительно агрессивные мальчики), гораздо более неуравновешенны, чем те, кто проявляет
нормативные для данного пола формы агрессии (Crick, 1997).
И, наконец, в процессе обследования и терапии необходимо учитывать культурные факторы,
особенно при работе с детьми и семьями, относящимися к этническим меньшинствам. Чтобы достичь
взаимопонимания с детьми и их родителями, получить достоверную информацию, поставить точный
диагноз, разработать весомые рекомендации по лечению, необходимы знания о культуре. То, что
считается аномальным для одной культуры, может быть нормально для другой (М. С. Lambert & Weisz,
1992). Например, детская застенчивость и сверхчувствительность могут оттолкнуть сверстников и
привести к нарушениям в отношениях в западной культуре, а у китайских детей в Шанхае эти качества
ассоциируются с лидерством, школьной компетенцией и академическими достижениями (Chen, Rubin &
Li, 1995).
Врач должен иметь четкое представление обо всем многообразии, существующем как внутри
этнических групп, так и между ними, о различных формах акультуризации и стилей жизни.
Ассимиляция культур часто не позволяет получить информацию о региональных, возрастных,
экономических различиях, существующих внутри этнических групп и между ними. Несмотря на это
осознание культурных традиций и ценностей, которые могут влиять на поведение детей и членов их
семей, на восприятие и реакции при обследовании и терапии дает клиницисту весомые преимущества
при разработке четкой стратегии взаимодействия (Sattler, 1998).
Нормативная информация. В случае Фелиции пониженное настроение и отказ посещать школу
последовали за госпитализацией ее матери. Вероятно, это была естественная реакция на стрессовое
событие в жизни. Насколько характерны могут быть такие симптомы для подростков после короткого
периода разлуки с родителями? Фелиция также избегала социальных контактов и испытывала
Hosted by uCoz