Navigation bar
  Print document Start Previous page
 145 of 452 
Next page End  

людьми. Например, отсутствие всех трех компонентов характеризует отношения, которые Стернберг
называет не-любовью (то, что мы обычно испытываем к случайным знакомым). При наличии одной
только интимности можно говорить о дружбе или симпатии. Если есть только страсть и нет
интимности или чувства долга, значит, человек переживает страстное увлечение.
Чувство долга без
страсти и интимности ведет к пустой любви (эта разновидность может быть характерна для
долговременных, статичных отношений). Наличием интимности и преданности и отсутствием страсти
отмечена товарищеская любовь (к такому типу отношений часто приходят пары, имеющие за плечами
долгие годы счастливой семейной жизни). Сочетание страсти и преданности при отсутствии
интимности типично для бессмысленной любви — разновидности глупого, по мнению Стернберга,
увлечения, когда один обожает и вожделеет другого, но при душевной отстраненности. Любовь, в
которой есть интимность и страсть, но отсутствует преданность, Стернберг называет романтической. И
наконец, наличие всех трех компонентов характеризует совершенную любовь — ту идеальную
разновидность любви, к которой так стремятся люди, но которую так трудно найти и сохранить.
Таблица 5.1 резюмирует приведенное выше описание восьми видов любви.
Таблица 5.1. Восемь разновидностей любви по Стернбергу, обусловленные различными
комбинациями трех компонентов — страсти, интимности и преданности
Разновидность любви
Страсть
Интимность
Преданность
1.
Не-любовь
-
-
-
2.
Дружба
-
+
-
3.
Слепое увлечение
+
-
-
4.
Пустая любовь
-
-
+
5.
Романтическая любовь
+
+
-
6.
Бессмысленная любовь
+
-
+
7.
Товарищеская любовь
-
+
+
8.
Совершенная любовь
+
+
+
(Источник: Sternberg, 1986.)
Лики сексуальности. Любовь и брак: кросс-культурная перспектива
Ученые, занимающиеся изучением разных культур, обнаружили два важных параметра,
отличающих одни культуры от других (Triandis et al., 1990).
В коллективистских культурах, таких как Индия, Пакистан, Таиланд, Филиппины,
подчеркивается превосходство групповых, или коллективных, целей над индивидуальными и личными
устремлениями. В этих культурах основная цель брака — скорее объединение семей, нежели союз двух
индивидуумов. «Хорошим» считается тот брак, который приводит к взаимовыгодному союзу двух
семейств. Поэтому браки в коллективистских культурах заключаются главным образом и прежде всего
исходя из потребностей семей, а не на основе индивидуальных чувств. Иначе обстоит дело в
индивидуалистических культурах,
представленных такими странами, как США, Австралия, Англия и
европейская Бразилия. В таких культурах индивидуальные цели преобладают над групповыми
интересами. Основой для заключения брака в индивидуалистических культурах обычно являются
потребности и желания индивидуумов, вступающих в брак, а не интересы их родственников или других
социальных групп.
Неудивительно, что представление о том, насколько важна в браке любовь, неодинаково для этих
двух типов культур. В индивидуалистических культурах по сравнению с коллективистскими любовь
гораздо чаще рассматривается как основа брака. Это различие было продемонстрировано в
исследовании, во время которого студентов из 11 стран спрашивали о важности любви для брака
(Levine et al., 1995). Как видно из приведенной далее таблицы, представители индивидуалистических
культур (США, Англия, европейская Бразилия и Австралия) реже давали утвердительный ответ на
вопрос о возможности заключения брака с нелюбимым человеком, чем респонденты, представлявшие
культуры с более коллективистским отношением к браку (Индия, Пакистан, Таиланд, Филиппины).
Ответы на вопрос «Вступили бы вы в брак с человеком, которого не любите, но который
обладает всеми ценными для вас качествами?»
Культуры
Ответы, %
Да
Нет
Не знаю
Индия
49
24,0
26,9
Hosted by uCoz