Navigation bar
  Print document Start Previous page
 18 of 452 
Next page End  

убежища, ни терпимого отношения нигде во всем западном мире (Boswell, 1980).
Смягчению взгляда на бесплодный секс как на грех способствовали протестантские
реформаторы XVI столетия. Как Мартин Лютер (1483-1546), так и Иоган Кальвин (1509-1564)
признавали ценность секса в браке (Berman & Berman, 2001). Согласно Кальвину, брачные половые
отношения были дозволены,
если они проистекали «из желания иметь детей, либо избежать разврата,
либо скрасить и облегчить заботы и печали домашних дел, либо чтобы усилить взаимную любовь друг к
другу» (Taylor, 1971, р. 62). Пуритане, часто обвиняемые в чрезмерно строгих взглядах на секс, также
признавали ценность сексуальных проявлений в браке (D'Emilio & Freedman, 1988; Wiesner-Hanls,
2000). Один мужчина был изгнан из Бостона за то, что помимо других правонарушений «он отказывал...
в брачном союзе... своей жене... в течение двух лет...» (Morgan, 1978, р. 364).
Взгляды на секс в незападных культурах
Хотя мы обсуждали тесную связь секса с продолжением рода в западных традициях, это не
означает, что и все прочие мировые культуры придерживаются такого же представления. Так, в
Древнем Китае даосизм (берущий свое начало приблизительно во II веке до н. э.) активно поощрял
сексуальную активность не только с целью продолжения рода, но также в целях духовного роста и
достижения гармонии. Это подтверждается тем, что наиболее ранние известные нам сексуальные
руководства были написаны в Древнем Китае около 200 года до н. э. И хотя мужчинам не
рекомендовалось тратить свое семя при мастурбации, такие практики, как анальное сношение и
орально-генитальная стимуляция, считались дозволенными. (Эти свободные взгляды, свойственные
даосизму, позднее были вытеснены значительно более строгим отношением к сексу конфуцианства в
период его возрождения около 1000 года н. э. И по сей день отношение китайцев к сексу продолжает
оставаться достаточно консервативным (Ruan, 1991).) В древнеиндийской религии индуизма также
воспевалось сексуальное наслаждение как одно из средств достижения духовного совершенства. Как и
древние китайцы, индусы использовали сексуальное руководство Камасутру,
датируемую
приблизительно III-V веками н. э.
{Камасутра содержит многочисленные цветные изображения экзотических позиций для занятий
сексом}
Третья величайшая незападная религия, ислам, также придавала большое значение сексуальному
поведению в браке, и не только как средству для продолжения рода. Пророк Мухаммед (ок. 570-632 н.
э.) запретил целибат, считая половые сношения в браке величайшим благом в человеческой жизни, но
выступал против добрачных отношений. Однако, согласно ортодоксальной вере ислама, дозволялись
как полигамия (когда один мужчина может иметь несколько жен одновременно), так и конкубинат
(содержание сожительниц-наложниц).
Влияние современных средств контрацепции
Говоря о наследии представления о сексе как о средстве продолжения рода, нельзя не упомянуть
и еще об одном факторе. Благодаря доступности современных контрацептивных средств вступать в
сексуальные отношения, не ведущие к появлению детей, стало намного легче, чем в прежние времена.
Контрацептивные приспособления, однако, использовались на протяжении многих веков (McLaren,
1990). Презервативы из козлиных кишок применялись мужчинами еще со времен античности. В Риме
первых веков нашей эры женщины использовали амулеты и магию или вводили мягкие шерстяные
прокладки, блокирующие шейку матки. Последние явились предшественницами современных
колпачков, появившихся в Европе в 1870-х годах.
Но ни один из этих методов не был столь надежным, как оральные контрацептивные таблетки,
получившие распространение в конце 50-х — начале 60-х годов. За ними последовали
внутривагинальное приспособление (спираль, IUD), «утренние таблетки»
[Таблетки, принимаемые
после полового акта. —
Прим. ред.] и спермициды. Широкое распространение этих контрацептивов и
возможность легального аборта позволили отделить сексуальность от цели продолжения рода в
большей степени, чем когда-либо в истории западной культуры. Окружающий мир также изменился.
Сегодня людям приходится задумываться об экологических проблемах и экономических затратах,
связанных с рождением и воспитанием детей. Эти соображения не были столь актуальны до появления
индустриального общества. Однако несмотря на все эти перемены, наследие Ветхого и Нового Заветов,
Августина и Фомы Аквинского, а также Реформации все еще продолжает оказывать на нас ощутимое
Hosted by uCoz