Navigation bar
  Print document Start Previous page
 439 of 452 
Next page End  

3. Материал не должен представлять серьезной литературной, художественной, политической
или научной ценности (Miller v. California, 413 U.S. 15, 1973; Roth v. United States, 354 U.S. 476, 1957).
Непристойный. Термин, который предполагает индивидуальное или общественное суждение о
чем-либо как об оскорбительном.
Критики указывают, однако, что и эти критерии все же очень субъективны
(Penley, 1996). В
конечном итоге похоть (навязчивый интерес к сексу) всегда зависит от зрителя или читателя, так же как
и суждение о том, обладает ли данное произведение серьезной художественной или иной ценностью.
Субъективность этих критериев в отношении суждений о непристойности, возможно, наиболее точно
описывает судья Верховного Суда Поттер Стюарт. Он говорит, что трудно дать логическое определение
непристойности. «Однако я всегда понимаю, что это такое, когда я это вижу» (Jacobelis v. Ohio, 379,
U.S.
197, 1965). Общественные представления о непристойности также существенно варьируются. Во
многих больших городах открыто рекламируют и показывают практически все типы откровенно
сексуальных фильмов. А в других местах, особенно в маленьких сельских общинах, такие книги и
журналы, как «Плейбой», запрещены. Также в некоторых обществах были сочтены непристойными и
вследствие этого изъяты из школьных библиотек такие книги, к примеру, как «Ультрафиолет», «Наши
тела сами по себе» и журнал «Ms.» (Klein, 1999). В последнее время, однако, параметры
«общественного» стали довольно туманными из-за технологии кабельного телевидения, видео и
интернета. Все это используется в уединении частных домов, где общественные нормы непристойного
перестают действовать (Lane, 2000). Тем не менее суды, дельцы порнобизнеса и разного рода активисты
с обеих сторон продолжают бороться с легальным определением непристойности. Это связано со
спором вокруг Первой поправки к американской Конституции, по которой непристойность просто не
может быть незаконной. Ведь эта поправка гарантирует свободу слова и печати.
На грани. Порнография как социальная критика
На протяжении истории порнография играла роль социальной критики, так как в ней
использовались откровенно сексуальные тексты и образы, которые попирали социальные и
политические нормы. Критик масс-медиа Лаура Кипнис утверждает: «Порнография имеет много
применений помимо классического» (1996, р. 165). Порнография всегда бросала вызов лицемерию и
социальным ожиданиям со стороны политики, организованной религии, а также средних,
профессиональных и высших классов (Beck, 1999; Kipnis, 1996; Penley, 1996). В разные периоды
истории люди в той или иной степени использовали порнографию для политических и иногда
подрывных целей. Во времена Французской революции порнография помогала подстрекать бедных
бороться против короля и королевы. Печатались и распространялись сотни памфлетов. В них
«развращенный» секс связывался с материальными излишками и политической коррупцией
королевской семьи (Beck, 1999).
Порнография также бросала вызов ограничениям женской сексуальности. В 1700-х годах, как
предполагалось, добродетельные женщины должны были чувствовать отвращение к сексу.
Женщины
же — героини романов, нарушавшие установленный социальный порядок, всегда в конечном счете
оказывались несчастными или погибали. В 1748 году в Великобритании был впервые опубликован
роман Джона Клиленда «Фанни Хилл». Этот роман стал знаменит по большей части из-за удачного
окончания сексуальных приключений главной героини, чем из-за самого сексуального содержания
романа. Констанс Пенли, профессор университета, читающая курс по порнографии, также
поддерживает эту точку зрения. Она отмечает, что самая распространенная тема популярной
порнографии — «это утопическое желание мужчин жить в мире, где общественные нормы не требуют
от женщин утверждения своей меньшей заинтересованности в сексе по сравнению с мужчинами» (1996
р. 18). Пенли также отстаивает точку зрения, что современная порнография бросает вызов культуре и
содержит идеи, противоречащие распространенным представлениям о сексуальности и гендерных
ролях (Penley, 1996).
Роль современной порнографии как социальной и политической критики станет очевидной, если
рассмотреть ее именно с этой точки зрения. Так, журнал «Хастлер» решительно отличается от журналов
«Плейбой» и «Пентхаус». Последние ориентированы на потребителей, ищущих богатства и положения
в обществе, думающих о своей внешней привлекательности. Это мир, в котором все женщины жаждут
секса, а мужчины — настоящие племенные жеребцы. Журнал же «Хастлер» объединяет показ
обнаженных тел и вульгарных изображений с нападками на «истеблишмент» — политическую власть,
организованную религию и классовые привилегии. Так, например, в фотомонтаже 1989 года, который
назывался «Прощание с Рейганом: последний удар Ронни» очевидна острая социальная и политическая
Hosted by uCoz