Navigation bar
  Print document Start Previous page
 49 of 452 
Next page End  

проблемы, связанные с уровнем грамотности респондентов, а также с воздействием личности
интервьюера, сводятся к минимуму. Более того, исследователи могут быть уверены, что ключевые
элементы, касающиеся форм предъявления и процедур оценки вопросов, стандартны для всех
респондентов.
В настоящее время применяется две формы КМСИ-технологии. В случае использования видео-
КМСИ-технологии респонденты видят вопросы на экране монитора и вводят свои ответы путем
нажатия специально маркированных кнопок на клавиатуре. Аудио-КМСИ представляет собой еще
более прогрессивную технологию, при использовании которой респонденты слышат вопросы через
наушники и вводят свои ответы нажатием специально маркированных клавиш. (Вопросы могут
одновременно предъявляться и в письменной форме на экране монитора.) Аудиокомпонент
представляет собой естественно звучащий человеческий голос. В отличие от видео-КМСИ, а также
более традиционных опросных методов аудио-КМСИ не требует от респондентов владения письмом.
Более того, поскольку вопросы заранее записываются на пленку, данная технология позволяет
использовать многоязыковую поддержку, не требуя от исследователей знания нескольких языков.
КМСИ-технологии получают все более широкое распространение. И результаты
многочисленных исследований свидетельствуют о том, что данный метод является очень эффективным
для сбора деликатной информации, касающейся широкого круга вопросов (Couper & Stinson, 1999;
Gribble et al., 1999; Johnson et al., 2001; Turner et al., 1998). Интересный пример комбинирования аудио-
и видео-КМСИ представляет собой работа Дэвида Паперни (David Paperny, 1997). Недавно он
опубликовал отчет о проводимом более десятилетия исследовании с использованием интерактивной
мультимедийной компьютерной программы, названной Youth Health Provider («Источник здоровья
молодежи», рис. 2.2). Данная программа используется с целью получения подробной картины
поведенческой и социальной истории респондентов-подростков. Вопросы предъявляются как устно, так
и на экране, а ответы даются путем нажатия на клавиши или прикосновения к экрану. Анализ данных,
полученных в ходе 5000 компьютерных интервью с подростками, показал, что новая технология
позволяет получить вполне достоверную информацию, касающуюся деликатных вопросов. А способ
такого компьютерного интервью подростки с очевидностью предпочитают заполнению письменных
вопросников или очным интервью.
Этические правила проведения сексологических исследований с людьми
Исследователи различных научных областей, включая сексологию, следуют общим принципам,
обязывающим их обеспечивать сохранение благополучия, достоинства, прав, здоровья и безопасности
испытуемых людей. За последние два десятилетия рядом профессиональных организаций, включая
Американскую психологическую ассоциацию (American Psychological Association, APA), Американскую
медицинскую ассоциацию (American Medical Association, APA) и Общество научного изучения
сексуальности (Society for the Scientific Study of Sex, SSSS), были составлены подробные списки таких
этических правил проведения исследований на людях.
Помимо прочего этические правила требуют не принуждать людей участвовать в исследованиях,
а также избегать процедур, которые могли бы нанести испытуемым физический или психологический
ущерб. Исследователи обязаны заручиться сознательным согласием участников до начала проведения
эксперимента. Данное требование подразумевает объяснение общих целей исследования и прав каждого
участника, включая добровольный характер участия, а также потенциальные затраты и вознаграждения,
связанные с участием в эксперименте (Seal et al., 2000). Исследователи также должны уважать право
испытуемых на отказ от дальнейшего участия в исследовании в любой момент. Кроме того, должны
приниматься особые меры по сохранению конфиденциальности данных и обеспечению анонимности
участников, пока они сами не захотят раскрыть свое инкогнито (Margolis, 2000).
Вопрос о допустимости обмана при проведении исследований остается спорным. Некоторые
исследования утратили бы свою эффективность, если бы участники заранее знали, что именно является
предметом изучения. Этическое правило, которым обычно руководствуются по данному вопросу,
гласит, что если исследователи вынуждены прибегнуть к обману, после окончания эксперимента
следует провести его обсуждение. Следует подробно объяснить участникам, почему обман был
необходим. В этот момент испытуемые имеют право просить об изъятии их данных из результатов
исследования и уничтожении этих данных.
Иногда исследователям трудно объективно судить о потенциальной ценности исследования по
сравнению с возможным ущербом, который может быть нанесен испытуемым. В связи с этой
Hosted by uCoz