Navigation bar
  Print document Start Previous page
 67 of 452 
Next page End  

Эти и другие многочисленные исследования, перечисление которых заняло бы слишком много
места, наглядно продемонстрировали, что в человеческом гипоталамусе имеют место специфические
значимые половые различия. Полученные данные являются веским подтверждением гипотезы о том,
что существует биологический субстрат половых различий, касающихся сексуального поведения людей
(Diamond & Sigmundson, 1997).
Однако наше понимание истинной природы и механизмов этих различий еще нуждается в
дальнейшем прояснении в ходе будущих исследований. Поэтому нам следует проявлять осторожность,
приписывая поведенческие половые различия воздействию биологических факторов. Тем не менее
растет число свидетельств в пользу влияния пренатальных половых гормонов на внутриутробное
развитие мозга. Это позволило некоторым ученым высказать предположение, что специфическое
гендерное поведение детей и взрослых по крайней мере отчасти является результатом общей
гормонально-обусловленной маскулинизации или феминизации мозга в период пренатального развития
(Coolaer & Hines, Durden-Smith &
de Simone, 1995; Lerman et al., 2000). С точки зрения этих ученых
представляется возможным, что «вероятно, органом, оказывающим решающее влияние на
психосексуальное развитие и адаптацию, является мозг, а не наружные половые органы» (Reiner, 1997,
р. 225).
Также были обнаружены половые различия в структуре больших полушарий мозга и в степени
специализации полушарий, касающейся вербальных и пространственных когнитивных навыков
(Diamond, 1991; Shaywitz et al., 1995). Женщины часто получают более высокие оценки по тестам
развития вербальных навыков, чем мужчины. Для пространственных же навыков верно обратное
(Halpern, 1992; Voyer et al., 1995). Некоторые ученые полагают, что различия в структуре полушарий,
возможно, являются биологическим базисом данных проявлений различия между мужчинами и
женщинами (Geschwind & Behan, 1984; Witelson, 1988, 1991).
Тем не менее многие ученые считают, что отмечаемые исследователями половые различия,
касающиеся когнитивных навыков, в основном определяются психосоциальными факторами (Geary,
1989; Hyde, 1996). Они приводят убедительные свидетельства того, что в последние годы подобные
различия начали стремительно исчезать (Hyde & Plant, 1995; Voyer, 1988, 1991).
Результаты двух исследований, проведенных Американской ассоциацией университетских
сотрудниц (American Association of University Women, AAUW), представляют собой неоспоримые
факты, свидетельствующие о наличии тенденции в сторону когнитивного равенства полов. В 1992 году
данная организация опубликовала сообщение о том, что в начале школьного обучения девочки
демонстрируют способности к математике и естественным наукам, не уступающие способностям
мальчиков. Однако к моменту окончания высшей (восьмилетней) школы девушки значительно отстают
от юношей по этим когнитивным показателям
(AAUW, 1992). В ходе повторного исследования,
проведенного в 1988 году, было обнаружено, что разрыв в уровне достижений между представителями
обоего пола в области математики и естественных наук практически исчез, за исключением некоторых
специфических разделов высшей математики (Carter, 2000).
Некоторые авторы утверждают, что биологические объяснения половых различий, касающихся
когнитивных (и поведенческих) проявлений, отнюдь не имеют под собой серьезного научного
основания и выступают лишь в качестве ничем не подкрепленной попытки оправдать сохранение в
современном обществе традиционных гендерных ролей. (См., в частности, книгу, написанную
специалистом по генетике индивидуального развития Энн Фаусто-Стэрлинг «Половое разделение тела:
Гендерная политика и формирование сексуальности» (Anne Fausto-Sterling, Sexing the Body: Gender
Politics and the Construction of Sexuality, 1999).)
В прошлом многие представительницы феминистского движения крайне неохотно признавали
факт различия полов, утверждая, что все, кроме наиболее очевидных половых различий, является
«продуктами культуры, а не генов, и может быть устранено путем введения соответствующего
законодательства и методов воспитания детей» (Ehrenreich, 1999, р. 58).
В настоящее время, однако, некоторые авторитетные женщины-ученые не только признают, но и
многозначительно подчеркивают факт существования половых различий на церебральном уровне,
включая и те из них, которые, вероятно, являются биологическими по своей природе. (См., в частности,
книги: Натали Анжье «Женщина: Интимная география» (Natalie Angier, Woman: An Intimate Geography,
1999); Хелен Фишер «Первородный пол: Природные способности женщин, как они изменят мир» (Helen
Fisher, The First Sex: The Natural Talents of Women and How They Will Change the World,
1999); Диана
Хэйлз «Совсем как женщина: Пересматривая представления о том, что делает нас женщинами, в свете
гендерной науки» (Dianne Hales, Just Like a Woman: How Gender Science Is Redefining What Makes Us
Hosted by uCoz