Navigation bar
  Print document Start Previous page
 87 of 452 
Next page End  

распространена традиционная («ядерная») модель семьи, определенные факторы способствуют
стабильности и сплоченности их семьи и общины. К ним относятся: 1) прочные родовые связи между
членами различных самостоятельно живущих семей; 2) строгие этические правила, касающиеся
трудовой сферы, карьеры и образования; 3) исключительно высокий уровень адаптивности и гибкости
по отношению к семейным и гендерным ролям; 4) верность религиозным ценностям и активное участие
в жизни церкви (Ho, 1987; Reid & Comas-Diaz, 1990; Schaefer, 1990).
Третье этническое меньшинство состоит из американцев азиатского происхождения. Оно
характеризуется крайним разнообразием традиций, принятых в странах, являющихся родиной
представителей этой группы (Китай, Филиппины, Япония, Индия, Корея, Вьетнам, Камбоджа, Таиланд
и т. д.). Представителям этих культур свойственно придавать гораздо большее значение семье,
групповой принадлежности, солидарности и взаимозависимости, чем это принято среди белых
американцев (Bradshaw, 1994). Как и от представительниц испаноамериканской культуры, от азиатских
женщин ожидается, что семейные обязанности будут играть более значимую роль в их жизни, чем
личные устремления. Известно также, что гораздо больший процент женщин азиатского
происхождения, чем представительниц любой другой американской этнической группы, работает вне
дома. Но несмотря на это многие из них на протяжении всей жизни ухаживают за другими членами
семьи и подчиняют свои личные интересы семейным нуждам (Bradshaw, 1994; Cole, 1992). В результате
ориентированные на личные достижения азиатские женщины часто оказываются в двойной ловушке.
Они разрываются между современными американскими ценностями индивидуализма и независимости и
традиционными гендерными ролями азиатской культуры.
Несмотря на отсутствие одного «типичного» стереотипа, в большинстве азиатских культурных
групп все еще господствуют гендерно-ролевые ожидания, предполагающие ведущую роль мужчин
(Bradshaw, 1994; Lai, 1992). Так, в американских семьях китайского происхождения даже в тех случаях,
когда муж и жена занимают равное положение в обеспечении семьи, жена обычно принимает роль
помощницы своего мужа, а не равного партнера (Wong, 1988). Аналогично, в американских семьях
выходцев из Вьетнама, в которых оба супруга работают полный рабочий день, ответственность за
работу по дому и воспитание детей часто ложится исключительно на женщин. Однако среди молодых
вьетнамских пар имеет место тенденция к большему равноправию в семье (Tran, 1988). Последнее
также верно и в отношении третьего поколения американцев — выходцев из Японии (Kitano, 1988).
Как показывают эти данные, социальному научению и культурным традициям принадлежит
важная роль в формировании гендерно-ролевого поведения членов американского общества.
---
Роль родителей в формировании гендерных ролей
Многие представители социальных наук рассматривают родителей как влиятельную движущую
силу гендерно-ролевой социализации (Hardesty et al., 1995;
Leaper et al., 1998; Witt, 1997). Первое
представление о том, что значит быть мальчиком или девочкой, ребенок, как правило, получает от
родителей (Witt, 1997).
Как мы уже говорили, обсуждая тему формирования гендерной идентичности,
родители часто
имеют различные ожидания относительно девочек и мальчиков и выражают эти
ожидания в процессе взаимодействия со своими детьми. Маленьким девочкам часто уделяется больше
внимания, чем маленьким мальчикам (Jacklin et al., 1984). Родители часто обращаются с девочками так,
будто имеют дело с бьющимися предметами, — например, они не рискуют подбрасывать их (Doyle &
Paludi, 1991). Кроме того, девочек часто обнимают и утешают, когда те плачут от боли или испуга,
тогда как мальчику могут назидательно сообщить, что «мальчики не плачут». В целом родители
проявляют больше защитных и ограничительных форм поведения в отношении маленьких девочек. Что
касается обращения с мальчиками, родители чаще отказываются от вмешательства и предоставляют им
большую свободу (Skolnick, 1992a). Помимо этого о значительном влиянии родителей на формирование
гендерных ролей у детей однозначно свидетельствуют результаты ряда исследований. Так, они
показывают, что мальчики намного чаще, чем девочки, получают поощрение со стороны родителей,
если они демонстрируют самоутверждение и контроль либо сдерживают свои эмоциональные
проявления. Девочки же чаще поощряются за участие в социальной активности (Block, 1983;
Leaper et
al., 1998).
<Задайте себе вопрос. Подумайте о роли родителей, сверстников, школы, телевидения и религии
в социализации вашей собственной жизни. В какой мере каждая из этих сил повлияла на формирование
ваших гендерно-ролевых ожиданий?>
Hosted by uCoz