Navigation bar
  Print document Start Previous page
 88 of 452 
Next page End  

Сегодня все больше родителей пытаются избежать навязывания своим детям гендерных
стереотипов. Однако многие все же продолжают поощрять участие своих детей в типичных для их пола
формах игры и выполнении соответствующих домашних обязанностей (Lytton & Romney, 1991; McHale
et al., 1990). И даже в тех случаях, когда родители предпринимают сознательные усилия, пытаясь
воздерживаться от обучения своих детей гендерным ролям, некоторые формы поведения могут казаться
настолько «естественными», что реализуются детьми на бессознательном уровне. Так, отец мальчика
может предложить ему поиграть в догонялки, помочь поменять масло в машине или подстричь газон.
Девочке же скорее будут напоминать о том, что нужно убрать комнату или же будут приглашать ее
принять участие в приготовлении обеда. Такое различие в обращении ориентирует детей на
специфические и совершенно отличные друг от друга взрослые роли (Fisher-Thompson, 1990).
Исследования показывают, что отцы чаще сообщают своим детям о гендерных ожиданиях, чем матери
(Lamb, 1981; Power, 1985).
Родители, в особенности отцы, имеющие только дочерей, гораздо больше стремятся к
гендерному равноправию, чем родители сыновей (Warner & Steel, 1999). Этот факт свидетельствует о
том, что в североамериканском обществе, часто отдающем предпочтение мужчинам, желание
обеспечить наилучшее будущее своим детям может побуждать родителей девочек исповедовать
принципы гендерной справедливости при воспитании своих дочерей.
Языковые и коммуникативные стили также играют важную роль в развитии и поддержании
гендерных стереотипов, а также в разделении ролей между полами (Leaper et al., 1998; Tannen, 1994).
Так, был проведен широкомасштабный обзор исследовательской литературы, посвященной изучению
влияния на детей их разговоров со своими родителями. Результаты показали, что матери больше
разговаривают со своими детьми. Также в своей речи они используют меньше приказов и
информативных реплик, но больше поощрительных фраз (Leaper et al., 1998). Другие исследования
показывают, что девочки чаще, чем мальчики, применяют кооперативные стратегии коммуникации,
тогда как мальчики более склонны использовать контролирующие обороты речи (Leaper, 1991; Sheldon,
1992). Несомненно, к вероятным источникам половых различий относится и тот факт, что «дети
начинают усваивать гендерно-ролевые стили речи от своих родителей» (Leaper et al., 1998, p. 3).
{На формирование стереотипных мужских и женских ролей могут оказывать влияние
традиционные формы воспитания}
Роль сверстников
Вторым важным фактором социализации гендерных ролей являются сверстники. Одной из таких
форм влияния, оказывающих свое воздействие уже на ранних этапах жизни, становится добровольное
раздельное времяпрепровождение детей разного пола (Maccoby, 1988, 1990; Powlishta et al.,. 1993). Этот
фактор начинает действовать еще в дошкольные годы. К моменту достижения школьного возраста дети
примерно 95% своего времени проводят со сверстниками своего пола (Maccoby & Jacklin, 1987).
Разделение полов, продолжающееся в школьные годы, способствует половой типизации игровой
активности детей. А это является для них подготовкой к принятию взрослых гендерных ролей (Moller et
al., 1992). Компании девочек часто играют с куклами и чайными сервизами. Мальчики же участвуют в
спортивных состязаниях и стрельбе из игрушечных пистолетов. Такое влияние сверстников
способствует развитию у женщин склонности к проявлению заботы и отказу от самоутверждения, а у
мужчин — выработке психологического комфорта при демонстрации духа соперничества и
настойчивости.
К началу перехода от детского к подростковому возрасту влияние сверстников начинает играть
еще более важную роль (Doyle & Paludi, 1991; Hyde, 1996). Для детей этого возраста конформизм
приобретает особую значимость. В итоге следование традиционным гендерным ролям обеспечивает
вероятность быть принятыми своими сверстниками (Absi-Semman et al., 1993; Martin, 1990; Moller et al.,
1992). Большинство индивидов, ведущих себя нетипичным для своего пола образом, подвергаются
значительному давлению в форме изоляции и насмешек. Результаты исследований свидетельствуют о
том, что несмотря на существенные изменения, происшедшие в обществе за последние годы, новое
поколение детей продолжает проявлять по отношению к своим сверстникам гендерно-стереотипные
реакции (McAninch et al., 1996).
Гендерно-стереотипный имидж может налагать на индивида существенные ограничения. Одним
из наиболее негативных аспектов гендерной типизации в подростковом возрасте является
представление о том, что невозможно одновременно быть женственной и стремиться к достижениям. О
Hosted by uCoz