Navigation bar
  Print document Start Previous page
 90 of 452 
Next page End  

стереотипов и сегодня. Анализ 62 школьных учебников показал, что хотя образы девочек наделяются в
них более широким спектром форм поведения, чем в прошлом, женщины все еще становятся
центральными действующими лицами реже, чем мужчины. Женщины также выступают в качестве
представителей более узкого круга профессий (Purcell & Stewart, 1990). Другое исследование,
посвященное анализу детских книг в общественных библиотеках, показало, что хотя женские
персонажи фигурируют в них так же часто, как и мужские, женщины до сих пор чаще изображаются в
пассивных, зависимых и служебных ролях (Kortenhaus & Demarest, 1993).
Телевидение и гендерно-ролевые стереотипы
Другой мощной действующей силой гендерно-ролевой социализации является телевидение.
Образы мужчин и женщин на телеэкране часто являются откровенно стереотипными (Larson, 1996;
Huston et al., 1998; Mass Media Report to Women, 1993a; Ward & Rivadeneyra, 1999). Так, мужчины
обычно изображаются активными, интеллигентными и предприимчивыми и выступают в руководящих
ролях. Женщины же чаще играют пассивные и менее компетентные роли. Таким женщинам лучше
дается выполнение домашних обязанностей, чем самостоятельное мышление. В рекламе и даже в
телевизионных новостях в качестве авторитетных специалистов по большинству вопросов выступают
мужчины (Bellizzi & Milner, 1991; Bretl & Cantor, 1988; Lovdal, 1989). Мы можем с уверенностью
предположить, что такие образы оказывают определенное влияние на процесс социализации, учитывая
тот факт, что молодые люди ежедневно проводят по много часов перед экраном телевизоров.
Фактически, молодежь посвящает просмотру телепередач больше времени, чем любой другой форме
массовой коммуникации (Kundel et al., 1999; Nielsen Media Research, 1998).
Анализ популярных телевизионных комедий за 1950-1990-е годы свидетельствует о том, что
хотя изображение гендерного равноправия за прошедшие годы и стало более распространенным,
гендерные стереотипы и в 1990-х годах по большей части оставались нормой (Olson & Douglas, 1997).
Так, одна из самых популярных в истории телевидения программ, сериал 90-х годов «Обновление
жилья» (Home Improvement), получила самые низкие оценки по показателю гендерного равноправия. В
другом исследовании, недавно проведенном Национальной организацией по защите прав женщин
(National Organization for Women, NOW), в течение февраля 2000 года оценивались 82 популярные
телепрограммы.
На основании своих наблюдений представители этой организации пришли к заключению, что
основное эфирное время на телевидении до сих пор занимают мужчины и что наиболее популярные
телепередачи изобилуют сексистскими стереотипами. Ряд передач, правда, таких как «Семейное право»
(Family Law),
«Снова и снова» (Once and Again)
и «Скорая помощь»
(ER)
(программы, в которых
регулярно фигурируют разносторонние и компетентные женские персонажи), получил высокие
положительные оценки. Однако все же большинство анализируемых программ, в особенности комедий,
либо показывали женщин реже по сравнению с мужчинами, либо представляли их стереотипно (Aucoin,
2000).
Детские программы также часто несут гендерно-ролевые стереотипы. В частности, даже такая
передача, как «Улица Сезам» (Sesame Street),
— одна из самых рекордных по популярности и
длительности показа детских шоу, была уличена в присутствии сексизма. В 1992 году 84% персонажей,
участвующих в шоу, были мужскими по сравнению с 76% в 1987 году (Media Report to Women, 1993b).
Однако положительной тенденцией является то, что сейчас мы становимся свидетелями появления
новых сериалов, в которых центральное место занимают образы способных и уверенных в себе
женщин. Речь идет о таких фильмах, как «Баффи, убийца вампиров» (Buffу the Vampire Slayer),
«Сабрина, подросток-ведьма» (Sabrina the Teenage Witch) и «Темный ангел» (Dark Angel).
Согласно результатам анализа рекламных роликов во время детских шоу начала 90-х годов,
мальчики изображались в них чаще, чем девочки, а содержание большинства этих роликов отражало
традиционные стереотипные представления о мужских и женских ролях (Smith, 1994). Другое
исследование показало, что рекламные ролики на канале MTV являются крайне гендерно-
стереотипными. Ценность женщин в этих роликах напрямую определялась их внешней
привлекательностью (Signorelli et al., 1994). Аналогичные данные были получены и в ходе более
недавних исследований. В них дети выбирали свои любимые телевизионные персонажи. В ходе
исследования выяснилось, что девочки в возрасте от 7 до 12 лет положительно оценивали в женских
персонажах преимущественно их внешние данные, а не их способности или компетентность (Hoffner,
1996).
Hosted by uCoz