Navigation bar
  Print document Start Previous page
 91 of 452 
Next page End  

Аналогично ситуации с учебниками, за последние годы в области телевидения наметился
определенный прогресс. Телевизионные компании начали осознавать тот факт, что их программы
страдают гендерной необъективностью. Сегодня женщинам предоставляются ведущие роли в
программах, идущих в основное эфирное время. Это позволяет им демонстрировать свою уверенность и
компетентность. Сейчас телевидение переживает пору обновления, когда на экране появляются женские
персонажи, изображающие сильных, независимых и наделенных властью женщин. В качестве примеров
таких персонажей можно назвать детектива Диану Рассел (актриса Ким Дэланей) из сериала NYPD Blue
[NYPD Blue — сотрудники Нью-Йоркского отдела полиции. — Прим. перев.], доктора Элизабет Кордэй
(Алекс Кингстон) и доктора Клео Финч (Михаела Мишель) из программы ER,
судью Эми Грэй (Эми
Бреннеман) из программы Judging Amy («Рассудительная Эми»), а также адвокатов Линдсэй Доул
(Келли Уильямс) и Элленор Фратт (Кэмрин Манхейм) из программы The Practice («Практика»). Тем не
менее даже в популярных телевизионных сериалах, изображающих сильных женщин, нередко
непропорционально большое число ведущих ролей отводится мужчинам (например, в таких как NYPD
Blue, The West Wing («Западное крыло») и Law and Order («Закон и порядок»)). Кроме того, появление
все большего числа сильных женских персонажей, возможно, связано скорее с рекламными
соображениями, чем с сознательными усилиями по преодолению прочно укоренившихся гендерных
стереотипов. В основное эфирное время почти 60% аудитории составляют женщины (Schulberg, 1999).
Они гораздо чаще, чем мужчины, покупают продукты, рекламируемые по телевидению (Waters & Huck,
1989).
Различие гендерных ролей находит отражение даже в самом процессе просмотра телепередач.
Об этом свидетельствуют исследования, показывающие, что мужчины в гетеросексуальных парах
используют панель и дистанционный пульт управления телевизором чаще, чем женщины. По мнению
автора этого исследования, эти данные «являются подтверждением того, что у пар формируются и
поддерживаются стереотипные представления о гендерных ролях в процессе демонстрации власти даже
во время такого повседневного совместного времяпрепровождения, как просмотр телепередач» (Walker,
1996, р. 813).
Религия и гендерные роли
Организованные формы религии играют важную роль в жизни многих американцев. Несмотря на
конфессиональные различия, большинство религий проявляют одни и те же тенденции во взглядах на
гендерные роли (Eitzen & Zinn, 1994). Как отмечает один автор, каждый ребенок, получивший
религиозное воспитание, вероятно, усвоил в процессе социализации определенные гендерные
стереотипы (Basow, 1992). В иудейской, христианской и исламской традициях эти стереотипы, как
правило, включают представление о превосходстве мужчин. Так, олицетворением Бога в них является
мужчина, по отношению к которому используются обращения «Отец», «Он» или «Царь». Библейский
образ Евы, как созданной из ребра Адама, является ярким воплощением гендерного представления,
согласно которому женщине принадлежит второстепенная роль по отношению к мужчине.
Христианский Новый Завет в целом явился продолжением традиции мужского господства. В нем
большее внимание уделяется характеристике Иисуса как сына Бога-мужчины, нежели как сына Марии,
матери-девы (Eitzen & Zinn, 1994).
Состав администрации большинства религиозных организаций США является еще одним
подтверждением мужского доминирования и ограничения женских гендерных ролей. До 70-х годов ни
одна женщина не была посвящена в духовный сан ни в одной из ветвей американского протестантизма.
Женщины-раввины появились лишь в 1972 году. Римско-католическая церковь и сегодня не позволяет
женщинам принимать священство.
В настоящее время в Америке имеют место тенденции к отказу от традиционного
патриархального характера организованной религии. Процент женщин, зачисленных в семинарии и
школы богословия, возрос с 10% в 1972 году почти до 30% в 1989-м (Renzetti & Curan, 1992). Число
женщин, посвященных в духовный сан в протестантских церквях, за последнее десятилетие
увеличилось более чем в два раза. Число женщин-раввинов также значительно возросло (Eitzen & Zinn,
1994; Ribadeneira, 1998).
Также предпринимаются усилия по отказу от использования сексистских языковых форм в
церковных службах и религиозной литературе. В 1983-м году Национальный совет церквей (National
Council of Churches) опубликовал рекомендации, призывающие к использованию «включающего
[женщин] языка» и отказу от использования исключительно мужских метафор Бога. Так, было
Hosted by uCoz