Navigation bar
  Print document Start Previous page
 105 of 726 
Next page End  

не может быть узнано и описано в связи с сознанием. Сознание, верит он, теоретически не имеет
границ.
Далее Юнг подразделяет бессознательное на личное и коллективное.
«Наши бессознательные желания, подобно нашему телу, являются кладовой обломков и
воспоминаний прошлого» (Jung, 1968, р. 44).
Личное бессознательное
Материалом для формирования личного бессознательного становится прошлое индивида. Эта
формулировка аналогична фрейдовскому понятию бессознательного. Личное бессознательное состоит
из болезненных и подавленных воспоминаний, а также незначительных воспоминаний, просочившихся
из области сознания. Личное бессознательное содержит в себе части личности, которые никогда не
доходят до сознания.
Коллективное бессознательное
Коллективное бессознательное —
это самое смелое и самое спорное понятие из предложенных
Юнгом. Юнг идентифицирует коллективное, или трансперсональное, бессознательное с ядром всего
психического материала, который не проходит через личный опыт. Его составляющие и образы
появляются, распределяясь между людьми всех временных периодов и всех культур. Некоторые
психологи, например Скиннер, безоговорочно приняли, что каждый человек рождается как «чистая
доска», tabula rasa; следовательно, психическое развитие возможно только через их личный опыт. Юнг
постулирует, что психика ребенка уже хранит структуру, определяющую и каналы всего дальнейшего
развития, и способы взаимодействия со средой. Эта базовая структура является, по существу,
одинаковой у всех детей. Хотя мы развиваемся по-разному и становимся уникальными индивидами,
коллективное бессознательное является общим для всех людей и, следовательно, едино (Jung, 1951 а).
«Оно [коллективное бессознательное] больше похоже на атмосферу, в которой мы живем, чем на
что-либо, найденное внутри нас. Это просто неизвестная величина» (Jung, 1973, р. 433).
Подход Юнга к коллективному бессознательному можно увидеть в следующем отрывке из
письма, которое он написал одному из своих пациентов:
«Вы доверяете своему бессознательному, как если бы это был Ваш любящий отец. Но это
природа,
и она не может быть устроена так, чтобы ее можно было использовать, как если бы она была
надежным человеческим бытием. Это —
нечеловеческое и нуждается в человеческой психике, чтобы
функционировать во благо человека... Оно всегда обращается к своим коллективным целям и никогда —
к Вашей индивидуальной судьбе. Ваша судьба является результатом сотрудничества между сознанием и
бессознательным» (Jung, 1973, р. 283).
«Мы все... объяснили в беседах о бессознательной психике. Она не слишком удобна для
наблюдения — иначе она не была бы бессознательной» (Jung in: Campbell, 1971, p. 28).
Согласно Юнгу, мы рождены с психологическим наследством, так же как с биологическим. Оба
являются важными детерминантами поведения и опыта. «Как человеческое тело представляет целый
музей органов, каждый с долгим эволюционным периодом, так и психика, по нашему предположению,
организована подобным образом. Она может быть продуктом без историй не больше, чем тело, в
котором она существует» (1964, р. 67).
Коллективное бессознательное, являющееся результатом опыта, общего для всех людей, включает
и материал наших дочеловеческих и животных предков. Это источник наших самых захватывающих
идей и опыта.
Архетип
Одним из самых трудных понятий Юнга, вероятно, является архетип. Архетипы — это
наследуемые склонности отвечать миру определенными способами. Они являются изначальными
образами, воспоминаниями об инстинктивных энергиях коллективного бессознательного.
Hosted by uCoz