Navigation bar
  Print document Start Previous page
 106 of 726 
Next page End  

«Изначальный означает «первый» или «исходный»; следовательно, первый образ относится к
самому раннему развитию психики. Человек наследует эти образы из прошлого своих предков,
прошлого, которое включает всех человеческих предков, так же как и дочеловеческих, и животных» (Jung
in: Hall & Nordby, 1973, p. 39).
Юнг постулировал идею архетипа, изучив рассказы своих пациентов. Ряд пациентов Юнга
описывали сны и фантазии, включавшие удивительные идеи и образы, содержание которых не могло
быть прослежено из прошлого опыта индивида. Юнг предположил, что в коллективном
бессознательном есть уровень образности. Юнг также открыл тесную связь между содержанием снов
пациентов и мифическими и религиозными темами, найденными им в разных культурах.
Согласно Юнгу, архетипы являются структурно-формирующими элементами внутри
бессознательного. Из этих элементов вырастают архетипические образы, которые доминируют и в
существовании личных фантазий, и в мифологиях всей культуры. Архетипы обнажают «готовность
продуцировать вновь и вновь одинаковые или сходные мифические идеи» (1917, р. 69). Они имеют
тенденцию появляться как основные паттерны — повторяющиеся ситуации и персонажи.
Архетипические ситуации включают поиск, который осуществляет герой, путешествие по ночному
морю и битву за освобождение от матери. Архетипические фигуры — это божественный ребенок,
двойник, старый мудрец и предвечная мать.
С каждым архетипом может быть связано широкое разнообразие символов. Например, архетип
матери заключает в себе не только реальную мать каждого человека, но также все материнские фигуры и
фигуры воспитанников. Эта группа архетипа включает женщин вообще, мистические образы женщин,
такие, как Венера или Девственная Мать и Мать Природа, поддерживающие и воспитывающие
символы, такие, как церковь и рай. Архетип матери содержит в себе и позитивные, и негативные черты,
такие, как угрожающая, доминирующая или душащая мать. В средние века, например, этот аспект
архетипа выкристаллизовался в образ ведьмы.
«Это существенно — настаивать на том, что архетипы не являются просто именами или даже
психологическими понятиями. Они являются частью самой жизни — образы, которые целиком связаны
с живущим индивидом мостом эмоций» (Jung, 1964, р. 96).
Каждая из главных черт личности является архетипом. Эти структуры включают эго, персону,
тень, аниму (у мужчин), анимус (у женщин) и самость.
В общем архетипические образы имеют современные формы. Сегодня людям более свойственно
мечтать о борьбе с родней своего супруга, чем о победе над драконом.
Сами архетипы являются формами без собственного содержания, которые служат для того, чтобы
организовывать или направлять в определенное русло психологический материал. Они в чем-то
подобны сухим руслам рек, чья форма определяет характеристики реки, когда-то протекавшей по ним.
Архетипы являются носителями энергии. Все творчество — архетипический элемент.
Архетипические формы — это инфраструктура психики. Архетипические паттерны подобны
паттернам, организованным в кристаллическую структуру. Нет двух совершенно одинаковых снежинок,
но каждая снежинка имеет одну и ту же основную кристаллическую структуру. Подобно этому
содержание психики каждого индивида, так же как опыта каждого индивида, уникально. Тем не менее
общие паттерны, в которые эти опыты вливаются, определяются универсальными параметрами и
основополагающими принципами, или архетипами: «Архетипы бессознательного являются
проявлениями органов тела и сил. Архетипы биологически обоснованы» (Campbell, 1988, р. 51).
В своей книге «Герой с тысячью лиц» (1949) Джозеф Кэмпбелл, ученик Юнга, намечает в общих
чертах базовые архетипические темы и паттерны в историях и легендах о героях на всем протяжении
истории. Несколько превосходных работ отмечают общие аспекты
героического архетипа в сироте,
воине, мудреце, глупце (Pearson, 1989, 1991), а также в короле, старце, волшебнике и любовнике (Moore
& Gilette, 1990). История Эдипа является хорошей иллюстрацией архетипической ситуации, которая
связана с глубокой любовью сына к матери и конфликтом с отцом. Эту же базовую структуру можно
найти как тему во многих мифах и легендах. Она может быть психологическим паттерном у многих
людей. Есть много других ситуаций связи, таких, как связь дочери с ее родителями, родительская связь с
детьми, связи между мужчинами и женщинами, братьями и сестрами и т. д.
«Термин «архетип» часто неправильно понимается как обозначающий определенные
Hosted by uCoz