Navigation bar
  Print document Start Previous page
 109 of 726 
Next page End  

владеете. Выберите тот предмет из списка, который, как вам кажется, представляет вас наиболее полно,
является в некотором роде интегральной частью вашего образа самого себя. Выберите что-либо, что вы
носите или надеваете самое продолжительное время.
1. Обходитесь без этого предмета в течение недели и заметьте свою реакцию на его отсутствие.
2. Дайте этот предмет взаймы вашему другу. Как вы себя чувствуете, когда кто-то надевает ваш
любимый предмет или пользуется им?
---
Тень
Тень это архетипическая форма, состоящая из материала, подавленного сознанием; ее
содержание включает те тенденции, желания, воспоминания и опыты, которые отсекаются человеком
как несовместимые с персоной и противоречащие социальным стандартам и идеалам. Тень содержит в
себе все негативные тенденции, которые человек хочет отвергнуть, включая животные инстинкты, а
также неразвитые позитивные и негативные черты.
«Как я могу быть реальным, не отбрасывая тени? Если я хочу быть цельным, то должен иметь и
темную сторону; осознавая свою тень, я вспоминаю еще раз, что я человеческое существо, подобное
любому другому» (Jung, 1931, р. 59).
Чем сильнее становится наша персона, тем более мы идентифицируемся с ней и тем больше
отвергаем другие части самих себя. Тень представляет собой то, что мы намереваемся сделать
подчиненным в нашей личности, и даже то, чем мы пренебрегаем и чего никогда не развиваем в себе. В
снах фигура тени может появиться как животное, карлик, бродяга или любая другая подчиненная фигура.
В своих работах о подавлении и неврозе Фрейд в первую очередь рассматривал аспекты того, что
Юнг называет тенью. Юнг нашел, что подавленный материал организован и структурирован вокруг
тени, которая становится в буквальном смысле негативной самостью, или тенью эго. Тень часто
является в опыте снов как темная, примитивная, враждебная или пугающая фигура, так как содержание
тени насильственно вытеснено из сознания и антагонистично сознательной точке зрения. Если
материал из тени возвращается обратно в сознание, она теряет очень многие из своих примитивных и
пугающих черт. Тень наиболее опасна, когда неузнана. В этом случае человек проецирует свои
нежелательные черты на других или подавляется тенью, не понимая ее. Образы врага, дьявола или
понятие первородного греха являются аспектами архетипа тени. Когда большая часть материала тени
становится осознанной, меньшая не может доминировать. Но тень является интегральной частью нашей
природы и никогда не может быть полностью уничтожена. Личность, претендующая на то, чтобы не
иметь тени, оказывается не сложным человеком, а двумерной карикатурой, отрицающей смесь хорошего
и плохого, неизбежно присутствующую во всех нас.
Юнгианский подход к тени стал предметом многих популярных книг и статей (см.: Abrams &
Zweig, 1991 и Abrams, 1994, о точке зрения на тень в Америке).
Древний китайский мудрец Чжуан-цзы (369—286 до н. э.) описывает подход к установлению
контакта с тенью, который заметно похож на юнгианский:
«Жил человек, который был так обеспокоен
видом своей собственной тени и так недоволен
своими собственными следами, что решил избавиться оттого и от другого.
Метод, который он нашел, — убежать от них. Так он встал и побежал. Но он все время ставил
ноги (на землю)
и оставлял другой след, пока тень держалась возле него без единого затруднения. Он
приписал свою неудачу тому, что бежал недостаточно быстро. Так он бежал все быстрее и быстрее, не
останавливаясь, пока наконец его не настигла смерть.
Ему не удалось понять, что, если бы он просто остановился в тени, его тень исчезла бы, а если бы
он сел и оставался спокойным, не было бы больше следов» (in: Merton, 1965, p. 155).
Каждая подавленная частица тени представляет часть нас самих. И пока мы храним этот
бессознательный материал, мы сами себя ограничиваем. По мере того как тень становится все более
осознанной, мы получаем обратно подавленные части самих себя. Кроме того, тень остается негативной
силой в психике. Тень — кладовая значительной инстинктивной энергии, спонтанной и жизненной —
является главным источником нашей творческой энергии. Подобно всем архетипам, тень уходит
Hosted by uCoz