Navigation bar
  Print document Start Previous page
 111 of 726 
Next page End  

противоположностей (в данном случае, мужского и женского начал) как главную детерминанту
выполнения личностью женской роли.
Подобный же процесс происходит между анимой и маскулинным эго у мужчины. Пока наша
анима или анимус неосознанны, не приняты как часть нашей самости, мы будем стремиться
проецировать их на людей противоположного пола:
«Каждый мужчина несет внутри себя вечный образ женщины, не образ той или другой
конкретной женщины, но определенный феминный образ. Этот образ является... отпечатком или
«архетипом» опыта всех женских предков, хранилищем, так сказать, всех впечатлений, когда-либо
приобретенных женщинами.
...Так как этот образ является неосознанным, он всегда бессознательно проецируется на
любимого человека, и это одна из главных причин для страстного влечения или отвращения» (Jung, 1931
b, p. 198).
Согласно Юнгу, родитель противоположного пола оказывает основополагающее влияние на
развитие анимы или анимуса ребенка. Все связи с объектами противоположного пола, включая
родителей, подвержены сильному воздействию фантазий анимы или анимуса. Этот архетип является
одним из наиболее влиятельных регуляторов поведения. Он проявляется в снах и фантазиях как
персонажи противоположного пола и функционирует в качестве важнейшего посредника между
процессами сознания и бессознательного. Он ориентирован преимущественно на внутренние процессы,
так же как персона ориентирована на внешние. Это источник проекций, источник создания образа и
доступ к творчеству. (Креативное влияние анимы видно на примере художников, рисовавших своих муз
как богинь.) Юнг еще называл этот архетип и «образом души». Так как он способен приводить нас в
соприкосновение с силами нашего бессознательного, то часто является ключом, открывающим нашу
креативность.
Для размышления. Видение себя в других
Составьте список качеств, которыми вы восхищаетесь в любимом человеке или в том, кого
больше всех уважаете. Затем перечислите качества, которые вам больше всего неприятны в человеке,
которого вы совсем не уважаете.
Наиболее вероятно, первый список содержит проекции анимы или анимуса — эти качества есть
в вас, и вы можете их развивать. Второй список содержит проекции вашей тени — эти качества должны
быть противопоставлены вам.
---
Самость
Самость
— наиболее важный и трудный для понимания архетип. Юнг назвал самость главным
архетипом, архетипом психологического строя и целостности личности. Самость архетип
центрированности. Это единство сознания и бессознательного, которое воплощает гармонию и баланс
различных противоположных элементов психики. Самость определяет функционирование целостной
психики методом интеграции. Согласно Юнгу, «сознание и бессознательное не обязательно
противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и является самостью»
(1928 b, р. 175). Юнг открыл архетип самости только после своих исследований других структур
личности.
«Архетипом человека является самость. Самость всеобъемлюща. Бог — круг чей центр везде, и
границ у него нет» (Jung in: McGuire & Hull, 1977, p. 86).
Самость изображается в снах и образах или безлично (как круг, мандала, кристалл, камень), или
персонифицированно (как королевская чета, божественный ребенок или другие символы
божественности). Великие духовные учителя, такие, как Христос, Магомет и Будда, являются также и
символами самости. Это символы целостности, единства, примирения противоположностей и
динамического равновесия — целей процесса индивидуации (Edinger, 1996). Юнг так объясняет
функцию самости:
«Эго получает свет от самости. Мы что-то знаем о самости, но все же мы о ней не знаем...
Hosted by uCoz