Navigation bar
  Print document Start Previous page
 115 of 726 
Next page End  

неразрывной общности с миром в целом» (Jung, 1928 b, p. 176).
«Все, что случается с нами, должным образом понятое, возвращает нас к самим себе; как будто
есть некие неузнанные наставники, чья цель — освободить нас от всего этого и сделать нас
подвластными только самим себе» (Jung, 1973, р. 78).
Работая в качестве аналитика, Юнг обнаружил, что пациенты, которые приходят к нему в первой
половине своей жизни, не слишком включены во внутренний процесс индивидуации; они нацелены в
первую очередь на результат, на успех в достижении целей эго. Пациенты старшего возраста, уже
достигшие этих целей, добиваются других: стремятся к интеграции больше, чем к достижениям, и ищут
гармонию с общностью психики.
С точки зрения эго рост и развитие включают интегрирование в сознание нового материала, это
процесс приобретения знаний о мире и о себе. Рост для эго — лишь возрастание осведомленности
сознания. Индивидуация, напротив, является развитием самости, а с точки зрения самости целью
является единство сознания и бессознательного.
Раскрытие персоны
В начале процесса индивидуации мы должны начать раскрытие персоны и рассматривать ее,
скорее, как полезный инструмент, чем как постоянную часть самих себя. Хотя персона выполняет
важные защитные функции, она также является маской, скрывающей самость и бессознательное.
«Когда мы анализируем персону, то срываем маску и раскрываем казавшееся нам
индивидуальным, по сути являющееся коллективным; другими словами, персона была только маской
для коллективной души. В основном персона не является реальностью: это компромисс между
человеком и обществом, то, как человек хотел бы себя проявлять. У него есть имя, он заслуживает
титула, представляет офис, он здесь или там. Однако по отношению к конкретному индивиду это лишь
вторичная реальность, результат компромисса с окружающими, которые часто получают гораздо
больше» (Jung, 1928 b, p. 156).
В результате становления знаний об ограничениях и деформациях персоны мы стали более
независимы от нашей культуры и нашего общества.
Борьба с тенью
Мы вынужденно сталкиваемся с тенью, когда смотрим на то, что стоит за внешними
проявлениями. Мы можем освободиться от влияния тени в той мере, в какой приняли реальность
темной стороны каждого из нас и одновременно поняли, что представляем собой больше, чем тень.
Противостояние аниме и анимусу
Следующим шагом является столкновение с анимой или анимусом. Мы должны относиться к
этому архетипу как к реальному человеку или людям, с которыми мы можем общаться и учиться у них.
Например, Юнг спрашивал у являвшихся ему персонажей анимы об интерпретации символов сна,
подобно тому, как пациент консультируется у аналитика. Мы также узнаем, что фигуры анимы или
анимуса достаточно автономны и могут влиять на нас и даже управлять нами, если мы игнорируем их
или слепо принимаем их образы и планы за свое собственное личное создание.
«Бессознательное видит верно даже тогда, когда доводы сознания слепы или бессильны» (Jung,
1952 b, p. 386).
Развитие самости
Целью и кульминацией процесса индивидуации является развитие самости. «Самость — это цель
нашей жизни, так как она и есть наиболее полное выражение пророческого сочетания, которое мы
называем индивидуальностью» (Jung, 1952 b, p. 386). Самость перемещает эго в центр психики. Знание о
самости привносит в психику единство и помогает интегрировать сознательный и бессознательный
Hosted by uCoz