Navigation bar
  Print document Start Previous page
 116 of 726 
Next page End  

материал: «Цель индивидуации — не меньше чем лишение самости фальшивых оберток персоны, с
одной стороны, и гипнотической власти первобытной самости — с другой» (Jung, 1945, р. 174). Эго по-
прежнему является центром сознания, но больше не выглядит ядром цельной личности.
Юнг писал, что
«каждый должен быть тем, кто он есть; каждый должен раскрывать свою собственную
уникальность, центр личности находится на одинаковом расстоянии от сознания и бессознательного;
мы должны стремиться к той идеальной цели, которую природа выявляет, чтобы направить нас. Только
исходя из этой точки, человек может удовлетворить свои нужды» (Jung in: Serrano, 1966, p. 91).
Несмотря на то что возможно описать индивидуацию в терминах последовательных ступеней,
процесс значительно сложнее, чем просто развитие, представленное здесь. Все описанные шаги
частично перекрывают друг друга, и каждый из нас постоянно возвращается к старым проблемам и
вопросам (с надеждой, обусловленной различными перспективами). Индивидуацию можно представить
как спираль, в которой перед нами встают все те же основные вопросы, каждый раз в более ясной
форме. (Это понятие тесно связано с понятием дзэн-буддизма об озарении, в котором человек никогда
не решит проблему личного коана
[Специальная техника, разработанная дзэнскими монахами для
достижения просветления, состоит в том, что ученику задается вопрос, заведомо не имеющий
рационального ответа, — «коан».], или духовную проблему, и его поиск становится самоцелью.)
Препятствия росту
Индивидуация, осуществляемая сознательно, — трудная задача, так что человек должен быть
психологически здоров, чтобы управлять этим процессом. Требуется весьма сильное эго, чтобы
переносить эти потрясающие изменения, быть вывернутым буквально наизнанку в процессе
индивидуации:
«Можно было бы сказать, что целый мир с его беспорядком и страданием принимает участие в
процессе индивидуации. Индивидуация никоим образом не исключительная вещь или наслаждение
горстки людей, но о тех, кто знает, что они осуществляют этот процесс, можно говорить как об
удачливых. Они получают от этого нечто, достаточно обеспечивающее их сознание» (Jung, 1973, р. 442).
Этот процесс особенно труден, потому что это инициатива отдельного человека, часто
осуществляемая в условиях отрицания или, в лучшем случае, равнодушия других. Юнг пишет, что
«природа никак не заботится о высоком уровне сознания; как раз наоборот. И общество не ценит
эти подвиги психики достаточно высоко; его награды всегда даются за достижения, а не за личность,
последнее вознаграждается большей частью посмертно» (1931 а, р. 394).
«Ощущение сознательной жизни с идеальным представлением — характерная черта западной
теософии... Нельзя достичь просветления, воображая светлые персонажи, но отстаивая темноту
сознания» (Jung, 1954 а, р. 265-266).
Каждая стадия процесса индивидуации сопровождается трудностями. Первой является опасность
идентификации с персоной. Те, кто идентифицируется с персоной, могут пытаться стать
«совершенными», неспособными принять своих ошибок или слабостей, так же как и любое отклонение
от своей идеализированной я-концепции. Люди, которые полностью идентифицируются с персоной,
стремятся подавлять любые тенденции, не подходящие я-образу, и приписывать такие поведенческие
проявления другим; работа представления подавленной, негативной идентификации поручена другим
людям.
Тень также может стать главным препятствием индивидуации. Люди, не знающие о своей тени,
могут просто выплескивать губительные импульсы, не обращая на них внимания как на неправильные
или вообще не осознавая свои собственные негативные чувства. В таких людях начальный импульс
разрушать или делать скверные вещи немедленно рационализируется, когда они терпят неудачу в
признании в себе таких импульсов. Игнорирование тени может найти выражение и в установках
морального превосходства или проекции тени на других. Например, некоторые из таких людей в
восторге кричат от того, что правительство разрешило фотографии, которые сами же они хотят
запретить; они могут верить даже в то, что нужно внимательно изучить всю доступную порнографию,
чтобы стать квалифицированными цензорами.
Hosted by uCoz