Navigation bar
  Print document Start Previous page
 118 of 726 
Next page End  

«Никто не сможет узнать о своей индивидуальности, пока не обретет тесной и надежной связи со
своими собратьями; пытаясь найти себя, он не возвратится в пустыню эгоизма. Он только тогда сможет
открыть себя, когда глубоко и безоговорочно будет связан с другими, в целом — с великим множеством
людей, с коими будет иметь возможность себя сравнивать и от которых сумеет себя отличить» (Jung in:
Serrano, 1966, p. 83-84).
«Индивидуация не разделяет людей, она устанавливает связи между ними. Я никогда не встречал
связей между людьми, основанных только на бессознательном» (Jung, 1973, р. 504).
Социальное взаимодействие — важный фактор в формировании и развитии главных
личностных структур: персоны, тени и анимы или анимуса. Содержание социального опыта помогает
определить специфические образы и символы, связанные с каждой структурой; в то же время эти
основные архетипические структуры формируют наши социальные связи и направляют их.
Воля
Юнг склонялся к мысли, что воля — относительно недавняя составляющая структуры личности.
Члены первобытного племени в той ситуации действия, когда мы прилагаем свойственные
современным людям волевые усилия, исполняют ритуалы (например, охотничьи танцы).
«Воли практически не существовало, и требовались все церемониалы, которые мы наблюдаем во
всех примитивных племенах, чтобы достичь того, что является эквивалентом нашему слову
«решимость». Постепенно, с веками, мы приобрели некоторый уровень силы воли. Мы можем отделить
некоторое количество энергии от энергии природы, от начального бессознательного, от начального
течения событий, количество энергии, которое мы не можем контролировать»
(Jung in: McGuire & Hull,
1977, p. 103).
Юнг определяет волю как энергию, которая управляется сознанием или эго. Развитие воли
связано с усвоением культурных ценностей, моральных стандартов и т. д. Воля обретает силу только
благодаря сознательной мысли и действию и не может целенаправленно воздействовать на
инстинктивные или другие бессознательные процессы, но имеет реальную, хотя и косвенную, власть
над ними через сознание.
Эмоции
Юнг подчеркивает, что основную роль в психологии должно играть изучение эмоций:
«Только психология стала наукой, принимающей во внимание фактор ценности (т. е. чувства),
потому что именно чувства связывают жизнь с тем, что происходит в психике. Психологию часто
обвиняют, что в этом смысле она не наука; но тем, кто ее критикует, не удается понять научную и
практическую необходимость того, почему стоит придавать значение чувству» (1964, р. 99).
Материал, относящийся к архетипам, пробуждает порой сильнейшие эмоции, и его черты часто
внушают трепет. Обсуждая символы, Юнг не пишет о безжизненных словах или безликих шаблонах, но
говорит о мощных связях, которые помогают мужчинам и женщинам прожить свои жизни и из-за
разрыва которых многие умирают. Согласно Юнгу, эмоция — это сила, стоящая за процессом
индивидуации. «Эмоция является главным источником сознания»
(1954 b, р. 96). Любое реальное,
внутреннее изменение имеет эмоциональный компонент.
«В своем врачебном опыте, так же как и в моей собственной жизни, я снова и снова встречаюсь
лицом к лицу с мистерией любви и никогда не могу объяснить, что же это такое» (Jung, 1961, р. 353).
Интеллект
По мнению Юнга, интеллект относится к направленным, осознанным мыслительным процессам.
Юнг отделяет интеллект от интуиции, которая заметно влияет на содержание сознания. Интеллект
играет важную, но ограниченную роль в функционировании психики. Юнг подчеркивает, что
исключительно интеллектуальное понимание не может быть полным: «Психология, которая
удовлетворяет только интеллект, никогда не сможет быть практической, для понимания психики
Hosted by uCoz