Navigation bar
  Print document Start Previous page
 119 of 726 
Next page End  

никогда не достаточно только интеллекта» (1917, р. 117). Наилучшим образом интеллект работает в
соединении с интуицией и чувством.
Терапевт
Согласно Юнгу, терапия является местом соединения усилий аналитика и пациента, работающих
вместе как равные. Так как двое формируют динамическое единство, аналитик тоже должен быть открыт
для изменения в результате этих взаимодействий. Юнг чувствовал, что терапия включает в первую
очередь взаимодействие между бессознательным аналитика с бессознательным пациента, который
может продвинуться в терапии ровно настолько, насколько это удалось аналитику: «Отличительная
черта психотерапии заключается в том, что нельзя, зная несколько рецептов, применять их более или
менее к месту; психотерапевт может добиться излечения лишь при соблюдении главного условия,
которое заключается в том, чтобы понять пациента как психологическое целое, найти к нему подход как
человеку, оставив в стороне теорию и внимательно выслушать то, что он скажет» (1973, р. 456).
«Терапевт не заслуживает этого названия, если у него невроз, ведь невозможно вывести
пациента на более высокий уровень, чем тот, которого достиг сам терапевт» (Jung, 1973, р. 95).
Юнг не надеялся на теорию и применение специальных техник в процессе терапии. Он считал,
что такая надежда побуждает аналитика механически применять эти техники, не вступая в контакт с
пациентом. А терапевт не должен лечить отдельные части психики, подобно тому как механик латает
старую машину, нуждающуюся в новом карбюраторе или глушителе. Целью терапии является подход к
пациенту как к целостному человеку через установление доверительных отношений с ним.
«Любой из моих учеников в состоянии понять вас настолько, чтобы вы смогли излечиться, если,
конечно, вы не станете жертвой предрассудка и не будете думать, что выздоровели за счет других. В
конце концов каждый человек должен сам выиграть свою битву. Никто другой не сможет это сделать за
него» (Jung, 1973, р. 126).
Сам Юнг жил затворником и встречался с пациентами только один или два раза в неделю. Чтобы
поощрить в них чувство автономии, он давал им домашние задания — например, мог попросить
проанализировать их собственные сны. По его настоянию пациенты время от времени устраивали себе
«каникулы», чтобы избегнуть формирования зависимости от него и от привычной процедуры анализа.
Юнг разделил терапевтический процесс на две главные стадии, каждая из которых имеет две
части. В начале идет аналитическая стадия. Ее первая часть — это исповедь, во время которой индивид
начинает раскрывать материал бессознательного. Здесь же проявляется и зависимость пациента от
терапевта. Во второй части первой стадии идет разъяснение материала исповеди, в которой возрастает
осведомленность и понимание психических процессов. Пациент остается зависимым от аналитика.
«Серьезные жизненные проблемы остаются тем не менее не решенными полностью. Если они
проявятся вновь — это будет знаком, что что-то в процессе терапии было упущено. Если и не находится
готовых решений, то наша непрерывная работа с этими проблемами в любом случае имеет большое
значение» (Jung, 1931 а, р. 394).
Вторая стадия является синтетической.
Первым здесь идет обучение,
в котором Юнг
подчеркивал необходимость двигаться от психологического инсайта к актуальному новому опыту,
который является результатом индивидуального роста и формирования новых привычек.
Заключительная часть —
трансформация.
Связь пациент аналитик является интегрированной, и
зависимость редуцируется по мере изменения связи. Индивидуальный опыт есть плотно
сконцентрированный процесс индивидуации, и архетипический материал не обязательно противоречит
этому опыту. Это стадия самообразования, на которой человек становится все более и более
ответственным за свое собственное развитие.
Оценка
Юнга часто критиковали за отсутствие в его теории связанной, ясно структурированной системы
мышления. Иногда кажется, что написанное им сбивается на нечто приблизительное и не представляет
Hosted by uCoz