Navigation bar
  Print document Start Previous page
 130 of 726 
Next page End  

общества и соредактором одного из его журналов.
Всего через год его расхождения во взглядах с Фрейдом стали неприемлемыми для многих
членов Общества и для самого Фрейда. Основных расхождений было два: главным мотивом,
определяющим человеческое поведение, Адлер считал не сексуальность, а стремление к власти; он
сосредоточивался на социальном окружении, не уделяя внимания бессознательным процессам. Он
подал в отставку с поста президента и покинул Общество вместе с девятью единомышленниками,
которые тоже полагали, что психоанализ — слишком жесткая и нетерпимая система для независимого
мышления. С Фрейдом осталась группа из четырнадцати человек. Адлер основал собственную
организацию — Ассоциацию индивидуальной психологии, и это направление постепенно
распространилось по всей Европе.
Адлер и его последователи активно занимались образованием, особенно подготовкой учителей,
так как считали чрезвычайно важной работу с теми, кто формирует ум и характер молодежи. С
одобрения министра образования Адлер и его товарищи открыли в государственных средних школах
центры, где дети и их родители могли получить консультацию. К 1930-м годам только в Вене было 30
таких клиник. С 1921 по 1927 год, когда Адлер преподавал в Соединенных Штатах, он читал лекции и
проводил практические занятия дважды в месяц для коллег, родителей и учителей. Часто он мог
объяснить схему жизни какого-либо человека, услышав всего несколько основных фактов из его
биографии и что-то из его ранних воспоминаний или снов.
Один из знаменитых врачей того времени отмечал: «Весь подход Венской медицинской школы к
пациенту был перевернут... учением Адлера. Я думаю, нет ни одного врача, который, будучи в Вене, не
посетил хотя бы раз лекции Адлера и не извлек бы из них пользу» (Bottome, 1957, р. 209). Мудрость
Адлера и его глубокое понимание человеческой природы были очевидны практически для каждого,
кому приходилось общаться с ним. Клерк из отеля, в котором Адлер часто останавливался, однажды
заметил одному из коллег Адлера: «Невозможно вытащить коридорных и портье из его комнаты. Они
используют любую возможность, чтобы поговорить с ним, и, если уж на то пошло, я и сам не лучше»
(Bottome, 1957, р. 54).
Адлер опубликовал множество статей и монографий, а также посвятил огромную часть своего
времени лекционным турам по Европе и Соединенным Штатам. Между Первой и Второй мировыми
войнами группы последователей Адлера были сформированы в двадцати европейских странах и в
США. В 1927 году Адлер был штатным преподавателем Колумбийского университета. В 1928 году
преподавал в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, а годом позже вернулся к
преподавательской работе и к демонстрации клинических исследований. Адлер покинул Вену навсегда
в 1932 году в связи с ростом нацистских настроений. Он обосновался в Соединенных Штатах и
возглавил кафедру медицинской психологии Лонг-Айлендского медицинского колледжа. Адлер умер в
Шотландии в 1937 году, в возрасте 67 лет, во время лекционного тура по Европе.
Идейные предшественники
Теория Адлера основана на нескольких источниках. Особенно значительными являются теория
эволюции Дарвина, психоаналитическая теория Фрейда, воля к власти Ницше, вымышленные цели
(fictional goals) Вайхингера (Vaihinger) и теория холизма (holism).
Эволюция
Как и на большинство его современников, на Адлера сильное влияние оказала теория эволюции
Дарвина. Его концепция индивидуальной психологии основана на предположении, что адаптация к
окружающей среде является фундаментальным законом жизни.
«Индивидуальная психология твердо стоит на платформе эволюции и в свете эволюции
рассматривает все человеческие устремления как борьбу за совершенство» (Adler, 1964 а, р. 36-37).
Большинство психологов-теоретиков занимаются в основном внутрипсихической динамикой
(intrapsychic dynamics). Но это не относится к Адлеру. Он был экологическим психологом,
Hosted by uCoz