Navigation bar
  Print document Start Previous page
 131 of 726 
Next page End  

концентрирующим свое внимание на отношениях между личностью и миром, окружающим ее. Ранняя
книга Адлера о неполноценности органов и ее компенсации в большой степени отражала взгляды
Дарвина на медицину. Она считалась медицинским приложением к психоаналитической теории и была
хорошо принята Фрейдом. Однако дальнейшую работу Адлера можно рассматривать как опровержение
социального дарвинизма, который декларирует выживание наиболее приспособленных и исчезновение
неприспособленных. Согласно Адлеру, органическая неполноценность может подтолкнуть нас к
большим достижениям, вместо того чтобы неминуемо вызвать поражение в жизненной борьбе. К тому
же Адлер утверждал, что в процессе эволюции человека сотрудничество и чувство общности гораздо
важнее, чем соревнование.
Психоанализ
Ко времени знакомства с Фрейдом Адлер уже начал собственную теоретическую работу и
опубликовал несколько статей в области социальной медицины и образования. Хотя он по-настоящему
никогда не соглашался с идеями либидо и эдипова комплекса, психоаналитическая теория оказала на
него глубокое влияние, в особенности те ее моменты, где утверждается важность ранних впечатлений
детства и отношений матери и ребенка, большое значение невротических симптомов и значительность
снов.
«Все невротические симптомы — это защита людей, которые не чувствуют себя надлежащим
образом вооруженными и подготовленными для решения жизненных проблем» (Adler, 1964 b, p. 95).
Фрейд считал Адлера своим учеником, это мнение Адлер упорно опровергал. Вместо того чтобы
развивать теорию психоанализа, Адлер занялся собственными научными поисками, часто
повторявшими взгляды Фрейда. Однако эти два ученых придерживались коренным образом
различающихся подходов к исследованию человеческой природы. Фрейд интересовался анализом
частей и подчеркивал разделение, тогда как Адлер настаивал на том, что ключом к пониманию данной
личности является целостность индивидуальности. Симптомы для него имели значение только как
выражение индивидуальных особенностей человека.
Адлер не соглашался с Фрейдом по нескольким главным пунктам. Он не принимал теорию
Фрейда о том, что ядром всех неврозов являются подавленные, не осознаваемые человеком сексуальные
впечатления детства. Адлер рассматривал сексуальность как выражение личных свойств человека, а не
как фундаментальную движущую силу и опровергал утверждение Фрейда о первоочередном значении
либидо. Адлер предлагал другую фундаментальную движущую силу — стремление к власти. Ребенок,
говорил Адлер, старается стать сильным и утвердить свою власть над другими. Главный биологический
факт для Адлера — это не инстинктивное сексуальное поведение ребенка, а то, что ребенок чувствует
себя маленьким и беспомощным в мире взрослых. Согласно Адлеру, ранние попытки детей
адаптироваться к окружающей среде приводят к тому, что они выбирают превосходство над другими в
качестве способа обрести самоуважение и достигнуть успеха.
«Адлер всегда говорил новому пациенту: «Доктор сидит в вашем кресле»» (Adler in: Bottome, 1957,
p. 217).
Адлер весьма критично относился к фрейдистскому анализу, который, по его ощущению, страдал
отсутствием моральной ориентации и вел к формированию антисоциальных, эгоистичных личностей:
«Это психология испорченного ребенка, но что можно ожидать от человека, который спрашивает:
„Почему я должен любить моего соседа?"» (Adler in: Bottome, 1957, p. 256). Адлер был совершенно уверен,
что психологическое здоровье должно основываться на здоровых социальных отношениях.
Фридрих Ницше
Как и практически все интеллектуалы его поколения, Адлер увлекался знаменитыми трудами
Фридриха Ницше. Однако он не был поверхностным имитатором Ницше, как утверждали некоторые
критики. Хотя его ранняя концепция агрессивных инстинктов действительно имела много общего с
ницшеанской волей к власти, более поздняя формулировка Адлера о стремлении к превосходству
гораздо шире понятия стремления к власти, здесь выделяется роль творческого роста и развития. К тому
Hosted by uCoz