Navigation bar
  Print document Start Previous page
 134 of 726 
Next page End  

расти, развивать свои навыки и возможности, стремится к конструктивному образу жизни. Однако
некоторые люди ищут личного (personal) превосходства, стараясь ощутить его, подчиняя себе других,
вместо того чтобы становиться более полезными для окружающих. Для Адлера стремление к личному
превосходству есть невротический симптом, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия
социального интереса. Личное превосходство обычно не приносит признания и личного
удовлетворения, которого ищет человек.
«Чувство личной ценности может возникать лишь из достижений, из способности преодолевать»
(Adler, 1964 b, p. 61).
Цель достижения превосходства имеет свои корни в эволюционном процессе постоянной
адаптации к окружающей среде. Все виды должны развиваться в направлении наиболее эффективной
адаптации, в противном случае они исчезнут. Таким образом, личность вынуждена искать более
гармоничных отношений с окружающим миром: «Если бы это стремление не было врожденной чертой
организма, ни одна из форм жизни не могла бы сохранить себя. Таким образом, цель как можно лучше
приспособить окружающую среду к своим нуждам, которую называют стремлением к совершенству,
также характеризует развитие человека» (1964b, p. 39).
«Жить — значит развиваться» (Adler, 1964 b, p. 31).
Однажды Адлер сказал пациенту:
«Что вы делаете сперва, когда учитесь плавать? Вы делаете ошибки, не правда ли? А что
случается потом? Вы делаете другие ошибки, и когда сделаете все ошибки, которые только возможно
сделать, не утонув, — а некоторые из них много раз подряд, — что вы обнаруживаете? Что умеете
плавать? Прекрасно, жизнь — это то же самое, что обучение плаванию! Не бойтесь делать ошибки,
потому что нет другого пути научиться жить!» (Adler in: Bottome, 1957, p. 37).
Согласно Адлеру, «высший закон жизни» состоит в том, что «чувство ценности человеческой
личности не должно уменьшаться» (Adler, 1956, р. 358). Личности хотят испытывать чувство успеха и
самоуважения.
Для размышления. Власть
Адлер много писал о чувстве власти над окружающим миром и о способности им управлять.
1. Где и когда вы ощущали себя беспомощным в жизни? Как это было? Есть ли какие-то области,
в которых вы и сейчас чувствуете себя бессильным? Как вы можете изменить это?
2. Приведите пример, когда вы искали личного превосходства вместо конструктивного
самоусовершенствования. Каковы были результаты? Как вы себя чувствовали?
3. Представьте, что вам дана власть совершить почти все. Что бы вы стали делать? Как реальная
власть могла бы подействовать на вашу жизнь? Стало бы у вас больше или меньше друзей? Были бы вы
счастливее или несчастнее и в чем бы это проявлялось?
---
Жизненные цели
По Адлеру, цель покорения окружающей среды — слишком широкое понятие, чтобы с его
помощью логически объяснить, как люди выбирают свою линию в жизни. Поэтому Адлер выдвинул
идею, согласно которой личность вырабатывает специфическую жизненную цель,
используя ее в
качестве ориентира. На жизненную цель человека влияют его личный опыт, его ценности, склонности и
личные свойства. Жизненная цель не есть ясная и осознанная цель.
«Цель превосходства для каждого человека персональна и уникальна. Она зависит от значения,
которое он придает жизни. Это значение не просто слова. Оно строится на основе его стиля жизни и
проходит через всю эту жизнь» (Adler, 1956, р. 181).
«Человек — всего лишь капля воды... но капля с большим тщеславием»
(Adler in: Way, 1950, p.
167).
Формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства
неполноценности, незащищенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненные цели обычно
служат защитой от чувства бессилия, мостом из неудовлетворяющего настоящего в яркую, подвластную
Hosted by uCoz