Navigation bar
  Print document Start Previous page
 143 of 726 
Next page End  

воплощению жизненных целей. В качестве такового она — центральный элемент его теории. Для
Адлера чрезвычайно важно, чтобы воля использовалась конструктивно для индивидуального роста и
общественного сотрудничества. Воля используется неправильно, если она направлена на
эгоцентричные, самовозвеличивающие цели.
Эмоции
Адлер описывал два вида эмоций: не связанные с обществом (socially disjunctive), которые
относятся к достижению индивидуальных целей, и связанные с обществом (socially conjunctive), которые
способствуют социальному взаимодействию. Не связанные с обществом эмоции, такие, как гнев, страх,
отвращение, направлены на достижение позитивных изменений в жизни человека, хотя бы и за счет
других людей. Они являются результатом ощущения неудавшейся жизни и собственной
несостоятельности и предназначены мобилизовать силы индивидуума на то, чтобы сделать еще одну
новую попытку (Adler, 1956). Связанные с обществом эмоции социально ориентированы, как, например,
желание разделить нашу радость и наш смех с другими. Эмоция симпатии есть «чистейшее выражение
социального интереса», она показывает, насколько сильно мы можем привязаться к другим людям (1956,
р. 228).
Интеллект
Адлер делал различия между разумом (reason) и интеллектом (intelligence). Невротики,
преступники и другие, кто не делает ничего полезного для общества, часто обладают большим
интеллектом. Зачастую они приводят совершенно логические обоснования и оправдания своего
поведения. Однако Адлер называл такой вид интеллекта личным интеллектом (personal intelligence), или
мышлением, ограниченным индивидуальной целью личного превосходства, а не общественно
полезными соображениями. Разум — это «вид интеллекта, который содержит в себе социальный
интерес и который действует на общее благо» (1956, р. 150). Разум соответствует здравому смыслу,
который определяется основными культурными отношениями и ценностями.
«Я»
«Я»
(self)
это стиль жизни индивидуума. Это все его личностные характеристики,
рассматриваемые как единое целое.
«В реальной жизни мы всегда находим подтверждение мелодии цельного «я» с ее тысячами
разветвлений. Если мы полагаем, что фундамент, первичную основу всего можно найти в чертах
характера, движущих силах, рефлексах, то скорее всего упустим «я» из виду. Авторы, выделяющие часть
из целого, склонны приписывать этой части все способности и наблюдения, присущие «я»,
индивидууму. Они показывают «нечто», наделенное рассудительностью, решительностью, волей и
творческой энергией, не зная, что на самом деле они описывают «я», а не движущие силы, черты
характера или рефлексы» (Adler, 1956, р. 175).
Для Адлера «я» — это динамический, единый принцип, а не некая структура, находящаяся внутри
психики. «[В психологии Адлера] „я“ не рассматривается как некая сущность... В буквальном смысле нет
никакого „я“, которое можно найти и описать, оно проявляется только во взаимодействии с
окружающим миром» (Ansbacher, 1971, р. 60). Позиция Адлера относительно «я» очень похожа на
концепцию самости в буддийской психологии.
Терапевт
Задача психотерапии Адлера — помочь человеку перестроить свои предположения и цели,
чтобы они приобрели наибольшую общественную полезность. Адлер определяет три главных аспекта
терапии: исследование специфического жизненного стиля пациента, помощь пациенту в понимании
самого себя и усиление его социального интереса.
Hosted by uCoz