Navigation bar
  Print document Start Previous page
 145 of 726 
Next page End  

Терапия — это совместное дело врача и пациента, помощь и поддержка, которые помогают
больному научиться сотрудничеству и развить в себе социальный интерес: «Задача врача или психолога
— создать у больного опыт общения с дружески настроенным к нему человеком и потом позволить
перенести проснувшийся социальный интерес на других» (Adler, 1956, р. 341).
«Мы можем достигнуть успеха только при условии неподдельного интереса к другому. Мы
должны уметь смотреть его глазами и слышать его ушами. В наше общее понимание он должен вносить
свой вклад... Даже если мы чувствуем, что поняли его, у нас не может быть никаких доказательств своей
правоты до тех пор, пока он сам не понял то же, что и мы» (Adler, 1929, р. 340).
Как указывал Адлер, во многих случаях терапевт должен дать пациенту заботу, поддержку и
возможность сотрудничать, то есть все то, что тот не получил от своих родителей. Адлер был убежден,
что ядром большинства психологических проблем является забота только о себе, а не о других. Поэтому
он считал, что главная задача терапевта состоит в том, чтобы постепенно увести пациента от
исключительной сосредоточенности на самом себе и способствовать его конструктивной работе для
других в качестве полезного члена человеческого сообщества. Заботясь о пациенте, терапевт служит
ролевой моделью для формирования у последнего социального интереса.
Роль терапевта
Как терапевт, Адлер старался установить отношения равенства между пациентом и врачом. Он
предпочитал общаться с человеком лицом к лицу, а не сидеть позади лежащего пациента, как
практиковал Фрейд. К тому же Адлер использовал в процессе лечения свободное обсуждение, а не
свободные ассоциации. Его убеждения, касающиеся отношений врача и больного во время лечения, по-
видимому, предвосхитили работу Карла Роджерса (Carl Rogers).
«Я говорю [пациентам]: «Вы можете выздороветь за четырнадцать дней, если будете следовать
одному рецепту: старайтесь каждый день думать, как вы можете кого-нибудь порадовать»» (Adler, 1956,
р. 347).
Адлер твердо верил, что людям надо давать возможность действовать самостоятельно. Он
считал, что пациент должен работать, чтобы изменить себя. Терапевт может предоставить ему лишь
свое понимание и поддержку. «Пациент как человек в темной комнате. Он взывает ко мне: „Я не могу
выйти“. Я включаю свет и показываю ему дверную ручку. Если он и тогда говорит, что не может выйти,
я понимаю, что он не хочет выходить!» (Adler in: Bottome, p. 101).
В психологии Адлера различаются психотерапия и консультирование. Психотерапия стремится
достичь фундаментальных изменений в Нездоровом жизненном стиле индивидуума. Консультирование
нацелено на изменение поведения в рамках существующего жизненного стиля.
Оценка
Теории Адлера явились сильным толчком для развития гуманистической психологии,
психотерапии и теории личности. Многие из его концепций были восприняты другими школами.
Выделение Адлером социального интереса сделало психотерапию гораздо более социально-
ориентированной. Из его работы с осознанными, рациональными процессами возникла первая эго-
психология (ego psychology). Фактически уже говорилось, что для таких теоретиков, как Эрик Фромм,
Карен Хорни и Гарри Стэк Салливан, «нео-адлерианцы» — более точное название, чем «нео-
фрейдисты» (Wittels, 1939). По словам одного автора, «большинство наблюдений и идей Альфреда
Адлера неуловимо и тихо проникли в современное психологическое мышление настолько, что надо
спрашивать не о том, является ли некто адлерианцем, а о том, насколько он адлерианец» (Wilder, 1959, р.
XV). Мысли Адлера имели большое влияние и на многих других знаменитых психологов, но, что
удивительно, он относительно неизвестен за пределами своей профессиональной области.
Виктор Франкл (Victor Francl) и Ролло Мэй (Rollo May), известные экзистенциальные аналитики,
рассматривали психологию Адлера как важную предпосылку экзистенциальной психиатрии (Francl,
Hosted by uCoz