Navigation bar
  Print document Start Previous page
 146 of 726 
Next page End  

1970; May, 1970), а интерес Адлера к холизму, целенаправленности и роли личных ценностей в
человеческом поведении предварил многие достижения гуманистической психологии. Абрахам Маслоу
писал:
«Для меня теории Альфреда Адлера становятся все более верными с каждым годом. Как только
появляются новые факты, они дают все более и более убедительное подтверждение его пониманию
человека... Особенно в одном он до сих пор впереди времени. Я имею в виду его настойчивое
утверждение целостности» (1970, р. 13).
Тем не менее Адлер не получил того признания, которое он заслужил. Понятия, принадлежащие
Адлеру, часто считаются производными от психоаналитической теории, очевидными или
тривиальными. В своем обзоре основных школ психиатрической мысли Элленбергер (Ellenberger) писал:
«Непросто найти другого автора, у которого так много заимствовали, не воздавая ему при этом
никакой благодарности, как Альфред Адлер. Его учение стало... местом, куда каждый может прийти и
утащить все, что ему заблагорассудится, без малейших угрызений совести. Какой-нибудь автор будет
скрупулезно называть источники цитат, но почему-то ему это и в голову не приходит, если источник —
индивидуальная психология, как будто Адлером не было создано ничего оригинального.»
Альберт Эллис (Albert Ellis), основатель рационально-эмотивной (rational-emotive) терапии, пошел
еще дальше в признании заслуг Адлера:
«Альфред Адлер, возможно, даже более, чем Фрейд, является настоящим отцом современной
психотерапии. Доказательства: он основал эго-психологию, которую фрейдисты только недавно вновь
открыли; он был одним из первых гуманистических психологов... он подчеркивал целостность,
стремление к цели и чрезвычайную важность личных ценностей для мышления, эмоционального
развития и деятельности человека. Он правильно понял, что сексуальные побуждения и сексуальное
поведение, хотя и играют большую роль в человеческих делах, есть, скорее, результат, чем причина
несексуальных мыслей человека.
Сейчас сложно найти кого-либо из ведущих психотерапевтов, кто, в том или ином смысле не
был бы обязан очень многим индивидуальной психологии Альфреда Адлера» (1970, р. 11).
Одна из причин того, что Адлер недостаточно популярен, лежит в его манере писать. Он был
замечательный оратор и всегда предпочитал чтение лекций писанию книг. Его записи не всегда были
точными, свои теоретические мысли он любил излагать в простой, общедоступной форме, и от этого
они часто казались поверхностными или мелкими. Адлер гораздо больше интересовался практикой, чем
теорией. Его сильной стороной была работа с фактическим материалом, и потому его записи наиболее
популярны среди учителей, социальных работников, практикующих врачей — среди всех тех, кому в их
профессиональной деятельности нужны практические психологические навыки. Значительным вкладом
Адлера в развитие современной психологии стали идея комплекса неполноценности, исследование
роли власти и агрессии в поведении человека, концепция единства личности и утверждение важности
несексуальных факторов в развитии.
Новейшие достижения: влияние Адлера
Многие из новаторских идей Адлера сейчас применяются столь широко, что воспринимаются как
нечто само собой разумеющееся. Его работа над взаимодействием психологических и физических
элементов в случаях органической неполноценности стала инструментом для создания
психосоматической медицины (psychosomatic medicine), его исследования лежат в основе приобретающих
сегодня все большую популярность руководств для родителей по воспитанию детей (parenting). Почти в
каждой современной работе о воспитании используются положения Адлера, касающиеся детского
поведения, правда без ссылок на него. Ученик Адлера Рудольф Дрейкурс (Rudolf Dreikurs) стал
влиятельной фигурой в этой области. Его книга «Дети: вызов» (Children: The Challenge, 1964) признана
классической.
Адлерианские учебные заведения, семейные образовательные центры, обучающие группы и
профессиональные общества растут, их влияние усиливается. Первый адлерианский учебник
психологии «Индивидуальная психология» (Individual Psychology, Manster & Corsini, 1982), написанный
Hosted by uCoz