Navigation bar
  Print document Start Previous page
 161 of 726 
Next page End  

Половая нейтральность
Хотя большая часть трудов Хорни и посвящена женской психологии, в 1935 году она не писала
на эту тему: Хорни почувствовала, что роль культуры в формировании женской души не позволяет
выделить в ней исключительно женское начало. В лекции под названием «Женский страх перед
поступком» (1935) она настаивала на том, что, только если освободить женщин от концепции
женственности, навязанной им культурами с мужской доминантой, мы сможем увидеть их реальные
психологические отличия от мужчин. Наша главная цель состоит не в том, чтобы идентифицировать
исключительно женское, а в том, чтобы «поощрять развитие личностей того и другого пола» (Paris, 1994,
р. 238). Позже Хорни развивала нейтральную теорию, применимую как к женщинам, так и к мужчинам.
Новая парадигма Хорни
В «Невротической личности нашего времени» и в «Новых путях в психоанализе» Хорни
систематически критиковала теории Фрейда и развивала свою собственную версию психоанализа. Ее
отличительными чертами были подчеркнуто высокая роль культуры, концепция невроза как ряда
защитных реакций, вырабатывающихся как реакция на базовую тревогу. Особое внимание Хорни
уделяла структуре личности в текущий момент времени, а не его истокам в детстве.
Роль культуры
Хорни критиковала Фрейда за то, что он слишком высоко ставил биологическую природу
поведения человека и неправильно, по ее мнению, истолковывал универсальность чувств и
взаимоотношений, распространенных в его культуре. Отрицая значение социальных факторов, Фрейд
приписывал невротическую эгоцентричность нарциссическому либидо, враждебность — инстинкту
разрушения, страсть к деньгам — анальному либидо, стремление приобретать — оральности. Однако,
как показывают антропологические исследования, в разных культурах эти характеристики и их качество
варьируются. Например, эдипов комплекс встречается далеко не везде. Собственный опыт Хорни, после
того как она переехала в Соединенные Штаты и почувствовала разницу в культурах, подтвердил ее
наблюдения.
Хорни в целом отвергала позицию Фрейда; невроз, как она считала, возникал не вследствие
столкновения культуры и инстинкта. Фрейд полагал, что культура нам нужна, чтобы выжить, и мы
должны подавлять или сублимировать наши инстинкты во имя культуры. Хорни же не верила в то, что
столкновение личности и общества неизбежно, скорее, оно имеет место, когда неблагоприятное
окружение не удовлетворяет наши эмоциональные потребности и вызывает страх и враждебность.
Фрейд видит человека ненасытным, деструктивным и асоциальным от природы; по Хорни, эти явления
— не выражение инстинкта, а невротическая реакция на неблагоприятные условия.
Для размышления. Философия
В начале работы «Невроз и развитие человека» (1950, р. 14-15) Хорни рассматривает три понятия
морали, основывающихся на трех различных взглядах на природу человека:
1. Человек от природы грешен и одержим примитивными импульсами. Цель нравственного
поведения состоит в том, чтобы подавить, укротить и преодолеть их.
2. Если в природе человека есть врожденное «добро» и врожденное «зло», то мораль призвана
обеспечить конечную победу хорошего, подавив плохое и усилив элементы добра. Мораль должна
руководить человеком с помощью воли, разума и силы.
3. Если рассматривать развитие человека как его стремление к самореализации, присущее как
тенденция, а не как направление воли, то мораль превращается в препятствие на пути этой эволюции,
которое нужно устранить и дать возможность проявиться спонтанным силам роста.
Прочитав эти определения, попробуйте выполнить следующее упражнение:
1. В группе, по крайней мере, из трех студентов обсудите эти три точки зрения, предварительно
выбрав одну, которую будете защищать.
Hosted by uCoz