Navigation bar
  Print document Start Previous page
 162 of 726 
Next page End  

2. Хорни отстаивала третью концепцию морали. Обсудите, какое влияние эта философия оказала
на ее психотерапию.
3. Какое бы положение из этих трех вы ни выбрали, подумайте, действительно ли вы живете в
соответствии с ним. Как ваше поведение подтверждает ваши взгляды? Обменяйтесь мнениями в группе.
---
Структура невроза
Хорни не отрицала значение детства для эмоционального развития, однако, по ее мнению,
именно патогенные условия, а не фрустрация либидозных желаний заставляют детей чувствовать себя
неуверенно или считать себя нелюбимыми и ненужными. При возникновении таких условий у детей
развивается базовая тревога (basic anxiety) — чувство беспомощности в потенциально враждебном
мире, от которого дети пытаются избавиться, развивая стратегию защиты: стремясь обрести любовь и
власть или уединение.
«Человек, предрасположенный к неврозу — это, кажется, тот, кто в детстве остро пережил
проблемы, обусловленные культурой, и кто впоследствии оказался неспособен их разрешить или
разрешил только за счет своей личности. Такого человека, пожалуй, можно назвать пасынком культуры»
(Horney, 1937, р. 290).
«[Базовая тревога возникает, когда] окружающее в целом пугает, потому что кажется
небезопасным, лживым, неблагодарным, завистливым и безжалостным... Ребенок видит в окружающем
угрозу своему развитию и препятствие законным желаниям и побуждениям. Ему кажется, что его
индивидуальность хотят уничтожить, его свободу отобрать, а счастью воспрепятствовать. По сравнению
со страхом кастрации этот страх не фантазия, а вполне обоснованная реальность» (Horney, 1939, р. 75).
Хорни казалось, что эти защитные стратегии обречены на неудачу, потому что создают
порочные круги (vicious circles): средство, с помощью которого человек хочет развеять тревогу, только
усиливает ее. В частности, неудовлетворенная потребность в любви делает эту потребность
ненасыщаемой, а требовательность и ревность, сопровождающие ее, уменьшают вероятность того, что
такой человек когда-либо будет к кому-нибудь по-настоящему привязан. Люди, которых когда-то не
любили, начинают ощущать себя нелюбимыми и не замечают доказательств обратного. Дефицит любви
делает их зависимыми от других, однако они боятся этой самой зависимости, которая может сделать их
уязвимыми. Хорни проводит параллель с человеком, умирающим от голода, но не решающимся
дотронуться до пищи из страха, что она может быть отравлена (1937, р. 114).
В
работе Хорни «Невротическая личность нашего времени» кроме невротической потребности в
любви рассматривается также проблема погони за властью, престижем и обладанием, возникающая,
когда человек не надеется найти любовь.
Хорни представила следующую парадигму возникновения невроза: расстройства в человеческих
взаимоотношениях порождают базовую тревогу, провоцирующую развитие защитных стратегий. Эти
стратегии не только, в принципе, саморазрушительны — они противоречат друг другу, так как люди
принимают не одну, а сразу несколько подобных стратегий. Эта парадигма сформировала базис зрелой
теории Хорни.
Структура против генезиса
Вероятно, самым значительным в новой версии психоанализа Хорни было то, что она сместила
акцент с прошлого на настоящее как в теории, так и в клинической практике. Она заменила характерный
для Фрейда акцент на генезисе структурным подходом, отстаивая мнение о том, что цель психоанализа
не только в поисках источников невроза в детских переживаниях, но и в анализе ряда защитных реакций
и внутренних конфликтов. Эта черта существенно отличает ее теорию от классического психоанализа,
объясняющего события настоящего с помощью воспоминаний о прошлом.
В «Новых путях в психоанализе» Хорни разграничила свое собственное «эволюционистское»
направление мысли и то, что она называла фрейдовским «механистически-эволюционистским»
направлением. Эволюционистское направление предполагает, что «вещь, существующая сегодня, не
Hosted by uCoz