Navigation bar
  Print document Start Previous page
 164 of 726 
Next page End  

«Та же тревога, которая может заставить человека мастурбировать, может побудить его
раскладывать пасьянс. Вовсе не очевидно, что стыд, ощущаемый при этой игре, происходит от того, что
этот человек ищет запрещенных сексуальных удовольствий. Если он относится к типу людей, для
которых видимость совершенства важнее чего бы то ни было, то подразумевающееся в этом занятии
потворство своим желаниям и отсутствие самоконтроля достаточно для того, чтобы у данного человека
возникло чувство самоосуждения» (Horney, 1939, р. 61).
Зрелая теория Хорни
Как считает Хорни, человек обладает неким реальным «я», требующим благоприятных условий
для его реализации. Когда человеком движут защитные стратегии, а не подлинные чувства, он
отдаляется от своего реального «я». Хорни различала защитные стратегии двух видов: межличностные,
которые мы используем в общении с людьми, и интрапсихические, которыми мы оперируем для самих
себя. Хорни описала межличностные стратегии в работе «Наши внутренние конфликты» и
интрапсихические — в «Неврозе и человеческом развитии».
«Реальное «я» — это то, на что мы ссылаемся, когда говорим, что хотим найти себя... Это
возможное «я» — в противоположность идеальному «я», недостижимому в принципе» (Horney, 1950, р.
158).
Реальное «я»
Хорни пришла к выводу, что главной чертой невроза является отчуждение от реального «я» в
результате подавляющего воздействия окружения. Цель терапии — «восстановить личность для самой
себя, помочь человеку обрести спонтанность реакции и центр тяжести в себе самом» (1939, р. 11).
Реальное «я» (the real self) не фиксированная сущность, а ряд врожденных возможностей. К ним
относятся темперамент, таланты, способности и склонности. Они являются частью нашей
наследственности, и для их развития необходимы благоприятные условия. Они не вырабатываются в
процессе обучения, так как нельзя научиться быть собой, но открыты для внешних влияний, так как
реализуются через взаимодействие с внешним миром, обеспечивающим множество путей развития.
Человек может реализоваться в различных условиях по-разному, однако в детстве существует ряд
условий, необходимых для будущей самореализации. Они включают «атмосферу тепла», которая дает
возможность ребенку выражать свои собственные мысли и чувства, доброжелательность остальных
людей, способных удовлетворять различные нужды ребенка. Ребенок также должен обладать «здоровым
антагонизмом желаниям и воле» тех, кто находится рядом с ним. Когда неврозы родителей мешают им
любить ребенка или хотя бы «воспринимать его как самостоятельную личность», у него возникает
базовая тревога, мешающая ему «относиться к другим с непосредственностью подлинных чувств»,
вынуждающая его развивать защитные стратегии (1950, р. 18).
«Удивительно, но я
не знаю, кто я такая.
У меня нет на этот счет ни малейшего понятия...
Насколько я себя помню, я была всегда послушной, покорной, кроткой... Раз или два в детстве, в порыве
самоутверждения, я устраивала скандалы... Моя мать пресекала все мои отклонения от условностей с
образцовой жестокостью. Потому что меня и моих сестер воспитывали так, чтобы мы могли казаться
приятными» (Марианна в фильме Ингмара Бергмана «Сцены из семейной жизни»).
Для размышления. Реальное «я»
Хорни говорит о том, что ребенок отдаляется от своего реального «я» вследствие базовой
тревоги, которая делает непосредственность опасной и порождает защитные стратегии и
самоотчуждение. Проверьте применимость данной теории к вашей собственной жизни и проделайте
следующее упражнение:
1. Закройте глаза, расслабьтесь и вспомните обычный день, когда вам было 13 или 14 лет.
Представьте, что вы проснулись утром. Вспомните ваши переживания, как вы выполняли задания и
играли в школе, ваше общение с семьей и друзьями днем и вечером. Запишите события этого дня, ваши
мысли, чувства, общее настроение.
Hosted by uCoz