Navigation bar
  Print document Start Previous page
 187 of 726 
Next page End  

Модель психологии женщины, предложенная Миллер и Гиллиган, получила развитие в начале
1980-х годов. Как мы уже знаем, она основана на глубоком понимании важности отношений с людьми в
жизни женщин любого возраста. Ежегодно большое количество специалистов вносит в нее новые
дополнения (Lewis & Herman, 1986; Stiver, 1991a). Пришло время пересмотра основных концепций,
лежащих в основе психологии женщины. Благодаря этому появится возможность лучше понять
женщину и ее место в социальных институтах, особенно на работе и в семье.
Так, например, известно, что у женщин на работе часто возникают проблемы из-за того, что
человеческие отношения стоят в их жизни на первом месте, в то время как в большинстве учреждений
приветствуется ориентация сотрудников на независимость и иерархию. Другой пример
малоисследованной области — взаимоотношения матери и дочери. Несмотря на частое возникновение
конфликтов, обе они испытывают огромный дефицит общения. Природа конфликтов, возникающих
между матерью и дочерью, уже была описана Фрейдом в рамках комплекса Электры (женского варианта
эдипова комплекса),
однако сегодня новые психологические концепции предлагают взглянуть на эту
проблему с другой стороны.
Еще одна неисследованная область женской психологии — борьба за власть. Власть означает
преимущество, а также контроль и координацию действий людей (Jordan, 1991a). Большинство женщин
считают, что власть как таковая им не нужна, однако они принимают активное участие в
психологическом воспитании других людей, тем самым способствуя и собственному личностному
развитию (Miller, 1982). Когда мы оказываем человеку доверие, передавая ему какие-либо полномочия,
то развиваем в нем качества, которые позволят ему выйти в мир жизнеспособным: уверенность в себе,
ощущение собственной ценности, осознание своего творческого потенциала. Как правило, люди,
стремящиеся получить преимущество над другими, делают это для того, чтобы сохранить собственный
статус. К сожалению, человек в нашем обществе в первую очередь заинтересован в достижении личных
целей и слабо учитывает интересы и ценности окружающих. Часто такая позиция основана на
применении силы — социальной (игнорирование и дискредитация мнения меньшинства),
психологической (в подчиненных развиваются чувства вины и страха) или физической (угрозы,
применение физической силы, вплоть до объявления войны).
В свете нового подхода к психологии женщины, о котором здесь идет речь, традиционные
психологические понятия нуждаются в пересмотре — в частности, значение слова «зависимость».
Известно, что стремление женщины к общению и искреннее выражение ею своих эмоций зачастую
приводят к тому, что на нее навешивают ярлык «зависимая», а следовательно, невротичная,
инфантильная и т. д. Поэтому необходимо прекратить использовать слово «зависимая» как оскорбление
в адрес женщин. Выше мы уже определили ценность доверия и передачи полномочий и теперь смело
можем сделать вывод, что «зависимость» является положительным качеством, необходимым для
здорового психологического развития и личностного роста. Придавая этому понятию новый смысл, мы
отказываемся от несправедливых обвинений. Независимость и самостоятельность слишком высоко
ценятся в нашем обществе, а это неминуемо ведет к девальвации человеческих отношений, которые не
могут по-настоящему существовать без взаимности и доверия.
«Когда вы прекращаете жертвовать собой, вы начинаете умирать» (Элеонора Рузвельт).
Модель внутреннего «я»
Проводимая нами переоценка служит также для нового осмысления внутреннего «я» личности,
причем не только женщины, но человека вообще. Классические теории, как известно, сосредоточены на
изучении психологического развития отдельно взятой, автономной личности и придают большое
значение логическому мышлению и самостоятельности. Авторы нетрадиционных подходов Миллер
(1976), Гиллиган (1982) и Джордан (1989, 1991) выяснили, что главной движущей силой в жизни
женщины является стремление к общению, взаимности, отзывчивости, и создали новую схему изучения
жизненного опыта человека — в контексте его отношений с другими.
Ядром человеческих отношений являются взаимная эмпатия (empathy)
и взаимное доверие
(empowerment). Эмпатия включает в себя: мотивацию (стремление узнать другого человека), восприятие
Hosted by uCoz