Navigation bar
  Print document Start Previous page
 188 of 726 
Next page End  

(способность воспринимать вербальную и невербальную информацию), эмоции (возможность понимать
чувства другого) и познание (способность вынести из общения смысл).
Другими словами, эмпатия — это способность понимать и проникать в мир другого человека,
передавая ему это понимание. Взаимность (mutuality) подразумевает открытость и искренность, которые
необходимы для личностного роста людей. Взаимность — это когда каждый человек полон уважения к
жизненному опыту другого (Jordan, 1986).
Несмотря на критику, центрированный на отношениях подход нашел понимание в определенных
научных кругах и даже оказался весьма полезным. Так, пересмотр значения слова «зависимость» помог
по-новому объяснить ряд особенностей японской культуры (Kobayashi, 1989) и некоторые линии
поведения афроамериканских женщин (Turner, 1987), понять особенности психологического развития
лесбиянок. Центрированная на отношениях модель Миллер предлагает новый взгляд на супружескую
жизнь лесбиянок, которая всегда считалась извращением. Однако близость, равенство, тесное общение,
эмоциональная поддержка друг друга — словом, все характерные черты супружеской жизни приносят
глубокое удовлетворение обоим партнерам и являются, скорее, признаком психологического здоровья,
чем патологии (Mencher, 1990).
Связь (connection)
Связь с людьми и ее отсутствие — вот главные моменты, влияющие на развитие личности. Что
же на самом деле означают эти понятия? Огромную роль здесь играет эмпатия. В конце 1970-х годов
психологи Джордан, Каплан и Суррей тщательно разрабатывали концепцию эмпатии, описывая ее как
комплекс эмоционально-познавательных возможностей, а не как нечто таинственное и непостижимое.
Работая в параллельном направлении, Суррей предположила, что в основе психологического развития
человека лежат взаимное доверие, взаимная эмпатия и взаимные обязательства и целью этого развития
является участие в межличностных отношениях, но никак не уединение.
Взаимная эмпатия глубоко затрагивает личность, поскольку каждый человек вовлечен в
эмоциональное взаимодействие и в процесс познания, оказывая тем самым помощь другому.
Описанный ниже эпизод из жизни трех женщин иллюстрирует процесс и последствия взаимной
эмпатии и взаимного доверия.
«Энн услышала от своей подруги Эмили о том, что у Эмили, возможно, серьезное заболевание.
Она рассказывает об этом другой подруге, Бетт. На глазах Энн — слезы, в голосе — печаль и страх. Бетт
говорит: «Как грустно». Энн добавляет: «Да, очень грустно, но у меня другое ужасное чувство, похожее
на страх, — я боюсь, что это могло бы случиться со мной». Бетт отвечает: «У меня тоже. Ужасно, но,
возможно, мы все чувствуем, будто это случилось с нами, когда слышим подобные вещи».»
По мере того как разговор продолжался, обе собеседницы — и Энн, и Бетт — все глубже и
глубже понимали чувства Эмили. В результате они, конечно, сделают все возможное, чтобы помочь ей.
Этот пример описывает очень банальную житейскую ситуацию. Тем не менее общение такого
рода происходит довольно часто, особенно между женщинами, и имеет огромную ценность, которая
обычно никем не замечается. Мы верим, что подобные взаимодействия между людьми содержат
основные направления, по которым происходит психологическое развитие людей всех возрастов. Более
подробно эта тема рассматривается в следующем параграфе.
Динамика
Основные направления психологического развития и роста
Как мы уже не раз говорили, психологическое развитие человека происходит в процессе его
общения с другими, и особенно это касается женщин. Процесс общения предполагает взаимную
эмпатию. Когда один человек находит в другом отзывчивость и понимание, то у него возникают новые
мысли и чувства, он становится более доверчивым. Так рождается взаимодействие, в результате
которого происходит психологическое развитие обоих людей как минимум по пяти основным
Hosted by uCoz