Navigation bar
  Print document Start Previous page
 190 of 726 
Next page End  

способствуют повышению качества общения, которое, в свою очередь, приведет к конкретным
действиям и доверию. Получилось же наоборот: результатом стал конфликт. Следовательно, она думает,
что вела себя неправильно, ее эмоции были неадекватными, то есть проблема находится в ней самой.
Энн будет чувствовать себя непонятой, изолированной; ее будут мучить разочарование, бессилие,
неуверенность в себе, сомнения по поводу правильности ее чувств и мыслей, которые, как оказалось,
ведут к отчуждению от самого близкого человека в ее жизни.
Для размышления. Общение с людьми в вашей жизни: удачи и неудачи
Вспомните случаи из своей жизни, когда вам удалось достичь взаимопонимания при общении с
каким-нибудь важным для вас человеком. А теперь — когда не удалось.
1. Что лежало в основе ваших чувств?
2. Какие это были чувства?
3. Каков результат?
4. Как ваши чувства изменили вас или отношения, о которых шла речь?
---
Клинический опыт показывает: самая ужасная беда для человека — психологическая изоляция.
Это вовсе не одиночество, нет, — это чувство, будто ты не имеешь возможности общаться с людьми,
отчаяние, сопровождающееся вдобавок еще и комплексом вины. Чувствуя себя беспомощным,
бессильным и неспособным изменить ситуацию к лучшему, человек прибегнет к самым изощренным
психологическим маневрам, чтобы этого избежать.
«Я понимаю, почему так возросла активность женщин в этом столетии: это ответ человеческой
расы на угрозу ее самоуничтожения и разрушения планеты» (Sally Miller Gearheardt).
Психологические последствия хронического отчуждения
Потерпев, как Энн, неудачу в общении с одним человеком, люди пытаются вступить в
отношения и достичь взаимопонимания с другими. Их усилия приводят к аналогичным последствиям —
последствиям, которые часто длятся в течение многих лет.
Если женщина не может найти пути воздействия на межличностные отношения, она предпримет
другой возможный шаг — попытается изменить единственного человека, которого можно изменить, то
есть себя. А главное, она попытается изменить мысленное представление о себе и об окружающих так,
чтобы оно позволило ей без проблем вступать в отношения с важными для нее людьми. Таким образом,
чтобы наладить неудавшийся контакт с близким человеком, женщина вынуждена отступить и
пересмотреть большую часть своих чувств и эмоций, в особенности те, которые, как она убедилась,
недопустимы, «неправильны».
Этот процесс может происходить и с детьми в семье; в зависимости от возраста ребенка он имеет
несколько степеней сложности. В семьях, где родители черствы и неотзывчивы, у ребенка происходит
нарушение психики: девочка делает вывод, что единственный путь наладить контакты с необходимыми
ей людьми — это стать такой, какой ее хотят видеть. Например, ей могут внушить, что только
нехороший человек может позволить себе такие эмоции, как грусть, страх и т. д. Следовательно, она
попытается стать человеком, у которого подобных чувств не будет. Когда же происходят события,
вызывающие эти «недопустимые» эмоции, она теряется, так как не в состоянии разобраться в своих
ощущениях и знает точно лишь одно: она не должна чувствовать того, что чувствует, не должна эти
эмоции испытывать.
Проявления определенных эмоций становятся заметными лишь спустя какое-то время. Такова,
например, тревожность. Допустим, девочка растет в условиях, постоянно вызывающих тревогу и
беспокойство. В результате спустя какое-то время она начинает постоянно испытывать тревогу за других
людей. Вероятность пробуждения каких-нибудь «запретных» мыслей и чувств, угрожающих разрушить
представление о себе и о других, существует всегда. Одним из таких чувств является гнев. Никто не
может без гнева противостоять покушениям на мысленный образ самого себя и постоянным угрозам
возможности общения с людьми — рано или поздно гнев возникнет. Важнее всего, что описанный
Hosted by uCoz