Navigation bar
  Print document Start Previous page
 202 of 726 
Next page End  

книгу Young
Man
Luther
(«Молодой человек Лютер») (1958), которая представляет собой удивительное
сочетание психоанализа, биографического и исторического исследования. Эта книга вызвала большой
интерес у психоаналитиков, психологов, историков и ученых других социальных дисциплин.
В 1960 году Эриксон становится профессором в Гарварде. Двумя годами позже он отправляется в
Индию и встречается там со многими индусами, лично знавшими Ганди и по-разному относившимися к
его первому мирному протесту в Индии. Личность Ганди, духовного и политического революционера,
глубоко заинтересовала Эриксона. Ганди удалось трансформировать негативное индийское бессилие в
эффективно действующую политическую технологию. В 1969 году Эриксон опубликовал работу о Ганди.
В 1975 году, после ухода в отставку, Эриксон с женой возвращается из Гарварда в Сан-
Франциско. Их последние работы и исследования, продолжавшиеся вплоть до его смерти в 1994 году,
посвящены главным образом старости и последней стадии жизненного цикла.
Идейные предшественники
Психоанализ и изучение жизни и воспитания детей в других культурах — вот два основных
фактора, которые влияли на формирование теорий Эриксона.
«Психоанализ уникален. Он создает ситуацию лечения, при которой интеллектуальное
понимание по необходимости становится эмоциональным в строго спланированных обстоятельствах,
ограниченных техническими правилами. Однако за пределами данной ситуации интерпретация уже не
будет такой, какой она была раньше» (Erikson in: Evans, 1969).
Психоанализ
Эриксон считал себя психоаналитиком и применял психоанализ в новых областях, включая в
него последние достижения антропологии, психологии и других социальных наук. В результате он стал
развивать идеи, значительно отличавшиеся от базовых теорий психоанализа, но работы Эриксона
всегда обнаруживают, сколь многим он обязан Фрейду. Отказавшись от ярлыка неофрейдиста, Эриксон
предпочел нейтральный термин — постфрейдист.
Детальные психологические биографии, созданные Эриксоном, и его работы о психологическом
развитии детей и взрослых были, по сути, психоаналитичны. «Я имею в виду скорее понимание, чем
знание или факты, так как, исследуя человеческую ситуацию, очень трудно сказать, что вы
действительно можете назвать знанием» (Erikson in: Evans, 1969, p. 89). Поскольку Эриксон имел дело с
новым материалом, он преобразовал и расширил свое понимание психоанализа.
«Когда около двадцати пяти лет назад я начал писать, то действительно полагал, что просто
иллюстрирую теорию, усвоенную мной у Зигмунда и Анны Фрейд. Только постепенно я осознал, что
любое свежее наблюдение влечет за собой изменение теории. Наблюдатель из другого поколения,
работающий в другом научном климате, неизбежно развивает и
всю область науки, если только эта
область жизнеспособна. Когда Фрейд сделал свое открытие, он страстно заботился о том, чтобы
привести в порядок факты, которые, выражаясь языком Дарвина, буквально «преследовали» Фрейда в
силу его сложной личности и обстоятельств времени, в котором он жил. Можно стать последователем
такого человека, только если поступаешь так же, как он. Но как только начинаешь это делать, неизбежно
формируешь собственное мнение. Я говорю это, потому что некоторые специалисты делают попытки
усовершенствовать Фрейда, как будто это не теории, а отдельные мнения, так как им нравятся более
изящные или благородные теории» (Erikson in: Evans, 1969, р. 13).
Эриксон до определенной степени приспособил психоаналитическую теорию к условиям второй
половины XX века.
Другие культуры
В 1937 году Эриксон отправился в Южную Дакоту для исследования причин апатии у
школьников племени сиу. Он обнаружил, что детей поставило в тупик противоречие между двумя
Hosted by uCoz