Navigation bar
  Print document Start Previous page
 204 of 726 
Next page End  

 Целостность против отчаяния. Мудрость Генеративность против стагнации. Забота
Все органы живого существа и их системы развиваются в определенные периоды времени и в
заданной последовательности. Эриксон поясняет эпигенетический принцип так: «Все, что растет, имеет
почву, из этой почвы поднимаются отдельные части, каждая из которых имеет свой срок роста, пока все
части не поднимутся и не образуют единое функциональное целое» (Erikson, 1980 а, р. 53).
Эриксоновская схема человеческого развития имеет два исходных допущения:
«1. Человеческая личность развивается в соответствии с принципом постепенного нарастания
готовности человека к тому, чтобы его вели вперед, и в зависимости от готовности общаться и
взаимодействовать с расширяющимся социальным кругом.
2. Общество стремится к такому устройству, чтобы предоставлять людям целый ряд все новых и
новых возможностей для взаимодействия, и при этом пытается сохранять и поощрять надлежащую
скорость и надлежащую последовательность появления этих возможностей» (1963, р. 270).
Каждая стадия характеризуется специфической задачей развития, или кризисом, который должен
разрешиться для того, чтобы человек перешел к следующей стадии. Силы и способности,
развивающиеся в процессе его успешного разрешения, влияют на личность в целом. События до или
после кризиса также могут отразиться на них. Однако, как правило, эти психологические способности
сильнее всего бывают задействованы на стадии возникновения. Каждая стадия системно связана с
остальными, и все стадии должны проходить в заданной последовательности. Табл. 8.1 взята из первого
рассуждения Эриксона о восьми стадиях в книге «Детство и общество». Таблица иллюстрирует
прохождение стадий во времени. Любое свойство существует в различных формах до и после его
критической стадии. Например, в юности вера принимает одну форму, а в старости — другую. Обе
базируются на чувстве доверия, развитом в детстве.
Таблица 8.1. Восемь стадий развития и связанные с ними силы (Источник: Erikson, 1982, р. 55-56.)
VIII. Старость
VII. Зрелость
VI. Молодость
Интимн
против
изоляци
Любовь
V. Отрочество
Идентичность
против
спутанной
идентичности.
Верность
IV. Школьный
возраст
Трудолюбие
против
неполноценности.
Компетентность
III. Дошкольный
возраст
Инициативност
ь против
чувства вины.
Намерение
II. Раннее детство
Автономия
против
стыда и
Hosted by uCoz