Navigation bar
  Print document Start Previous page
 205 of 726 
Next page End  

  7 8
сомнения.
Воля
I. Младенчество
Базисное
доверие
против
базисного
недоверия.
Надежда
1
2
3
4
5
6
«В китайском языке слово кризис состоит из двух иероглифов, обозначающих опасность и
возможность.»
Кризисы развития
В каждой стадии есть период кризиса, во время которого формирующие ее силы и способности
развиваются и проверяются. Под кризисом Эриксон подразумевает поворотный пункт, момент, схожий
с кризисом во время лихорадки. Когда кризис успешно разрешается, жар спадает и человек начинает
выздоравливать. Кризисы — особые моменты в человеческой жизни: «моменты выбора между
прогрессом и регрессом, интеграцией и отставанием» (Erikson, 1963, р. 270-271). Каждая стадия является
переломным моментом в обучении, она позволяет овладеть новыми навыками и освоить новые
отношения. Такой кризис не обязательно проходит драматично. Часто лишь спустя некоторое время
человек осознает, что главный поворотный этап достигнут и пройден.
Эриксон указал, что успешное разрешение кризиса каждой стадии способствует развитию
определенной психосоциальной силы и навыка. Используя слово virtue — сила, добродетель (англ.),
Эриксон применяет этот термин в физическом смысле. Он относится, скорее, к потенции, чем к морали.
В идеале личность выходит из каждого кризиса, обогащенная чувством внутреннего единства,
обладающая более ясными суждениями и большей способностью действовать эффективно.
Восемь стадий человеческого развития
Первые три стадии Эриксона фактически совпадают со стадиями Фрейда. Фрейд говорил о
четырех стадиях: оральной, анальной, фаллической и генитальной, привязанных к определенным
органам тела и стадиям человеческой культуры. Эриксон развил эту теорию и превратил ее в
универсальную модель человеческого развития.
«Дети воспитывают своих родителей в той же степени, как и родители их» (Erikson, 1963, р. 69).
1. Базисное доверие против базисного недоверия (Basic trust versus basic mistrust).
Первая
стадия, «базисное доверие против базисного недоверия», наступает в тот период, когда человек
совершенно беззащитен и зависит от физической заботы и внимания окружающих. В начале жизни у
младенца сразу возникает относительное чувство доверия и недоверия к вещам и людям. Опыт общения
ребенка с матерью является решающим для установления баланса ощущений безопасности и тревоги.
«Развитие сильного чувства базисного доверия подразумевает не только то, что человек учится
рассчитывать на постоянство и непрерывность внешней заботы, но также и то, что учится доверять
самому себе и своим органам и справляться со своими нуждами» (Erikson, 1963, р. 248). Если мать или
няня отзывчива и внимательна к ребенку, его чувство безопасности растет, а дискомфорт и связанная с
чувством голода фрустрация переносятся легче.
Отношения матери и ребенка строятся вокруг рта и сосредоточены на опыте кормления. Эти
отношения проверяются на стадии кусания, которая выявляет способность младенца причинять боль.
Способность выражать гнев и ярость одновременно с желанием вредить связаны с болью во время
прорезывания зубов, которую младенец должен учиться выносить, потому что ее нельзя облегчить так
же легко, как чувство голода. По Эриксону, внутренний дискомфорт и растущая способность причинять
Hosted by uCoz