Navigation bar
  Print document Start Previous page
 209 of 726 
Next page End  

вещественным доказательством его целостности и создает перспективу для будущей карьеры (Erikson,
1963, р. 261-262).
Поскольку отрочество составляет переходный этап от детства к зрелости, Эриксон считает этот
период решающим. Нередко подросток объявляет своеобразный психосоциальный мораторий и
погружается в ролевое экспериментирование. В этот период сильное влияние имеют социальные
ограничения и давление общества. Подросток, который страдает от некоторого смешения ролей, может
испытывать трудности, придумывая подходящую для себя роль и стремясь занять в обществе значимое
место. На данной стадии распространены сомнения в своей идентичности и сексуальной
привлекательности. Неспособность «удержаться» и развить дальше чувство идентификации с
индивидуальной и культурной ролевой моделью, которая бы вдохновляла и вела, может поставить
человека в тупик и создать ощущение ненадежности. Еще одна распространенная реакция —
сверхидентификация (вплоть до видимой потери идентичности) с молодежными кумирами и лидерами
группировок. Человек зачастую чувствует себя одиноким, тревожным и нерешительным. Вынужденный
принимать важные для дальнейшей жизни решения, подросток ощущает свою неспособность воплотить
их в реальность и порой даже отказывается такие решения принимать.
Базовая способность этой стадии —
верность.
На пороге зрелости человек сталкивается с
необходимостью делать карьеру и выбрать прочную систему ценностей. «Верность есть способность
сдерживать свои обещания, несмотря на противоречие системы ценностей» (Erikson, 1964, р. 125).
Верность — краеугольный камень идентичности. Она требует наличия весомой и приемлемой
социальной идеологии и поддержки сверстников, сделавших схожий выбор.
На этой стадии мы впитываем культурные, этические и религиозные ценности. В то же время
сама культура обновляется и утверждается с каждым следующим поколением. Культура оживляется по
мере того, как молодые люди избирательно отдают ей свою энергию и преданность, поддерживая одни
традиции и изменяя другие. Те молодые люди, в которых не развивается эта лояльность существующей
культуре, либо сохраняют отклонение от нормы, либо посвящают себя служению революционным
идеям и ценностям.
6. Близость против изоляции. Стадия «близости против изоляции» (intimacy versus isolation)
обычно наступает в начале зрелого периода жизни. Это время завоевания независимости от родителей
и от школы, период установления дружбы и близких взаимоотношений. Именно на этой стадии
развивается чувство зрелой ответственности.
Только после того как в нас сформировалось чувство идентичности, мы оказываемся в состоянии
развивать близкие и серьезные отношения с другим человеком. Только тогда мы можем представить
себе настоящее партнерство, привязанность и близость. Кризисом на данной стадии становится обычно
происходящая в этот период подлинная взаимность с любовным партнером. Уровень близости
значительно отличается от прежних сексуальных опытов и интенсивного поиска сексуальной
идентичности.
Без ощущения близости и преданности другому мы можем оказаться в одиночестве и не сумеем
поддерживать полноценные личные взаимоотношения. Если наше чувство идентичности слабо и
близость с другим человеком представляет для него опасность, мы отворачиваемся от всех или даже
«атакуем» человека, осмелившегося к нам приблизиться.
Это стадия развития новой способности — любви. Эриксон (1964) доказывает, что это одна из
мощнейших сил в человеке. «Любовь состоит во взаимной преданности, подавляющей антагонизм,
присущий разделенным функциям» (Erikson, 1964, р. 129). Эриксон отмечает, что любовь принимает
много различных форм. В начале жизни — это детская привязанность к матери и любовь к
родственникам, юношеская страсть. Если между взрослыми людьми наступает настоящая близость, то
любовь включает в себя разделенную идентичность и взаимное уважение. Сила любви может
проявляться в романтических сексуальных взаимоотношениях, а может перейти в совместное служение
идеалам, семье или стране. Это служение включает настоящую взаимность и близость.
«Само наличие детей или желание их иметь еще не означает переход на стадию
производительности» (Erikson, 1963, р. 267).
7. Генеративность против стагнации. Данная стадия, «генеративность против стагнации»
(generativity versus stagnation), продолжается все наши зрелые годы. Близкие отношения и преданность
Hosted by uCoz