Navigation bar
  Print document Start Previous page
 210 of 726 
Next page End  

определенным людям переходят в общую заботу о воспитании и поддержке следующего поколения.
Производительность подразумевает заботу о наших детях, идеях и продуктах, нами созданных. Она
включает также продуктивную и творческую работу и личную жизнь.
Мы являемся существами одновременно обучающими и учащимися. Творчество важно для нас,
поскольку оно обеспечивает и поддерживает в нас идеалы, принципы и психическое здоровье. Если
сфера нашей продуктивности и заботы не расширяется, мы рискуем стать жертвами скуки и стагнации.
Эриксон (1982) пишет, что социальные институты заботятся об укреплении функции
производительности. Они создают структуры для сохранения знаний и передачи их последующим
поколениям. Люди, обладающие здоровым чувством производительности, активно участвуют в
деятельности таких институтов, стремясь обеспечить и поддержать следующее поколение.
На данной стадии развивается новая способность забота.
«Забота выражается во
всеобъемлющем интересе к тому, что было произведено любовью, необходимостью или случаем. Забота
преодолевает амбивалентность, присущую необратимым обязательствам» (Erikson, 1964, р. 131). Ядром
этой способности и силы является кормление детей. Речь идет не только о нашем потомстве, но также о
порождениях нашего ума и сердца — идеях, идеалах и творениях. Уникальность человеческого рода
заключается в том, что забота о подрастающем поколении и его воспитание растягиваются на довольно
долгий период.
В зрелом возрасте мы должны быть востребованы, иначе страдаем от нарциссизма и
погруженности в себя. С точки зрения человеческой психосоциальной эволюции, мы существа
обучающие. Мы должны научить следующее поколение реализовать идентичность, поддержать умения
и навыки.
8. Целостность против отчаяния. Последняя стадия жизни, период «целостности против
отчаяния» (integrity versus despair),
проходит в старости. Это период столкновения человека с тем, что
Эриксон называл предельными заботами. Ощущение интеграции эго, которое вбирает в себя наше
приятие уникального жизненного цикла с его историей побед и поражений, поддерживает ощущения
порядка и значительности в нашей личной жизни и в мире вокруг нас, так же как и новая, отличная от
прежней, родительская любовь. Вместе с ощущением интеграции и целостности эго приходит осознание
ценности другого образа жизни, даже совершенно отличного от нашего. Интеграция несет с собой
перспективу — способность видеть человеческую жизнь в единстве и понимание человеческих
проблем. Интеграция эго заключается в способности к «постнарциссической любви» (Sheehy, 1995).
Если мы не соответствуем своей самооценке, очень вероятно, что мы погрузимся в отчаяние или
нам будет казаться, что времени мало, слишком мало, чтобы начать все сначала. Те, кто в старости
впадает в отчаяние, испытывают горечь по поводу того, что могло бы быть, но не случилось, такие
люди постоянно сожалеют о том, «что было бы, если...» Отчаяние проявляется в страхе смерти или в
презрении к другим ценностям и их отрицании, в отрицании общественных институтов и другого
образа жизни. Эриксон (1982) отметил, что роль старых людей изменилась. В 1950 году, когда впервые
была опубликована книга «Детство и общество», отношение к старости отличалось от нынешнего. В то
время доминировала модель «стариков», дряхлых людей, доживших до преклонного возраста, которые
служили образцом достоинства, мудрости и целостности. В наши дни продолжительность жизни
увеличилась, растет слой здоровых и активных пожилых людей. Наша модель старости эволюционирует
по мере того, как изменяются параметры старения. Эриксон внес значительный вклад в развитие новой
теории старения (Weiland, 1994).
Для размышления. Стадии Эриксона: самооценка
Какая из стадий, описанных Эриксоном, имеет для вас наибольшее значение, оказала самое
сильное влияние или представляет трудность?
Сочетание каких факторов делает эту стадию такой важной для вас? Какие стороны вашей
личности, события в семье, влияние окружения, социальные события наиболее важны для вашего
жизненного опыта?
Как ваш опыт прохождения данной стадии соотносится с прежним опытом и какое влияние он
окажет на ваше будущее? Как ваш нынешний опыт связан со стадией и кризисом развития, который вы
сейчас переживаете?
Hosted by uCoz