Navigation bar
  Print document Start Previous page
 212 of 726 
Next page End  

Для размышления. Примеры стадий Эриксона
Представьте себе трех людей, которые, как вам кажется, находятся на разных эриксоновских
стадиях. Например, подумайте о ком-то из ваших родителей, о вас самих и о ком-то значительно моложе
вас. Соответствует ли каждый из этих людей обозначенной стадии? Какова главная проблема в жизни
каждого из них? Каковы их главные психологические преимущества? Какие у них слабости? Как жизнь
каждого из них связана с прошлым? Как каждый из них решил свои прежние проблемы и развил
преимущества?
Каким образом видение интересов, преимуществ и критических ситуаций этих людей помогает
вам понять их? Какие трудности могут возникнуть при общении с ними?
---
Взаимоотношения с окружающей средой
В то время как Фрейд основывал свое описание стадий человеческого развития на
переживаниях, связанных с определенными органами, стадии Эриксона основаны на более общих
взаимоотношениях с окружающей средой и манипулировании ею. Хотя, по Эриксону, стиль поведения,
присущий данной стадии, и развивается при участии определенного органа, он относится к более
широким стереотипам деятельности. Например, метод, приобретаемый на первой стадии «базисного
доверия или базисного недоверия», состоит в способности получать и принимать внутрь то, что дано
(эта стадия соответствует оральной стадии Фрейда). В этот период рот является первичным органом
взаимообмена между младенцем и окружающим миром. Однако взрослый человек, сосредоточенный на
получении, может проявлять формы зависимости, никак не связанные с оральностью.
На второй стадии, «автономии против стыда и сомнения», основные методы — отпустить и
удержать. Так же, как в анальной стадии Фрейда, эти методы связаны с удержанием и избавлением от
экскрементов. Однако ребенок также использует удержание родителей, неповиновение им, берет и
бросает любимые игрушки.
Метод третьей стадии, «инициативность против вины», —
делание.
Ребенок сосредоточен на
завоевании окружающего мира. Игра приобретает особенно важное значение, будь то лепка куличиков
из грязи или подражание сложным занятиям и играм детей постарше.
Четвертая стадия, «трудолюбие против неполноценности», включает методы «делать хорошо» и
«работать». С этой стадией не связана никакая отдельная система органов. В центре — работа и ее
выполнение.
Эриксон не дает детального описания методов более поздних стадий. Последние стадии
человеческой жизни, видимо, еще меньше связаны с деятельностью отдельных органов.
Для размышления. Последняя стадия жизни человека
Просмотрите видеозапись классического фильма Ингмара Бергмана «Земляничная поляна»
(1957). Проанализируйте сон доктора Борга и рассмотрите события фильма в перспективе стадий
жизненного цикла, особенно последние три стадии — интимность/изоляция, генеративность/стагнация
и интеграция/отчаяние.
Сравните ваш анализ и анализ Эриксона, опубликованный в работе «Главные проблемы
старости» (Erikson, Erikson & Kivnick, 1986). У вас есть уникальная возможность сравнить ваш
собственный анализ данного случая с анализом талантливого клинициста, использовавшего те же
исходные данные. (В течение многих лет Эриксон задавал это упражнение своим собственным
студентам на гарвардском курсе, посвященном циклу человеческой жизни.)
---
Идентичность
По сравнению с другими понятиями, которые Эриксон ввел для своих восьми стадий,
идентичность описывается наиболее подробно. Впервые он употребил выражение кризис
идентичности (identity crisis), характеризуя психическое состояние солдат, которых лечил в 40-е годы в
Hosted by uCoz