Navigation bar
  Print document Start Previous page
 213 of 726 
Next page End  

реабилитационной клинике для ветеранов в Сан-Франциско. Эти пациенты легко расстраивались при
воздействии на них внезапного или интенсивного стимула. Казалось, они утратили всякую способность
бороться с шоком и адекватно воспринимать его. Их психика находилась в состоянии перманентного
«испуга». На психические стимулы у этих мужчин появлялась физиологическая реакция: поднималась
температура, возникали сердцебиение, сильная головная боль и бессонница. «Кроме того, пациентам
казалось, что они не знают, кто же они на самом деле. Это была явная потеря идентичности эго. У них
исчезли ощущения тождественности, целостности, исчезла вера в свою социальную роль» (Erikson, 1968,
р. 67).
Определение идентичности
Термин идентичность (identity) объединяет теории глубинной психологии, когнитивной
психологии и психологии эго (Erikson, 1993). Ранний фрейдизм игнорировал важную роль эго, которое
Эриксон считал «избирательным, интегрирующим, последовательным и упорным, играющим главную
роль в функционировании личности» (Erikson, 1964, р. 137). Концепция идентичности охватывает
психологию, социологию и историю. В силу его сложности Эриксон избегал однозначного определения
идентичности:
«Я могу попытаться более явно представить суть идентичности, только рассмотрев ее с разных
точек зрения. С одной стороны, ее можно отнести к сознательному ощущению личной идентичности; с
другой — это бессознательное стремление к целостности личного характера.
С третьей — это
критерий для процесса синтеза эго.
И наконец, внутренняя солидарность с групповыми идеалами и
групповой идентичностью» (1980, р. 109).
Эриксон выделяет следующие аспекты идентичности (Evans, 1969, р. 218-219):
«1. Индивидуальность — сознательное ощущение собственной уникальности и собственного
отдельного существования.
2. Тождественность и целостность ощущение внутренней тождественности, непрерывности
между тем, чем человек был в прошлом и чем обещает стать в будущем; ощущение того, что жизнь имеет
согласованность и смысл.
3. Единство и синтез — ощущение внутренней гармонии и единства, синтез образов себя и
детских идентификаций в осмысленное целое, которое рождает ощущение гармонии.
4. Социальная солидарность — ощущение внутренней солидарности с идеалами общества и
подгруппы в нем, ощущение того, что собственная идентичность имеет смысл для уважаемых данным
человеком других людей и что она соответствует их ожиданиям и восприятию.»
В следующем отрывке Эриксон описывает идентичность во время перехода от детства к
зрелости:
«Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением отпустить
перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен
сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен
отпустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне. Какое бы сочетание импульсов и
защитных реакций, сублимаций и способностей ни возникало в детстве индивидуума, он должен теперь
трезво оценить свои конкретные возможности в любви и в работе... Он должен выделить осмысленное
сходство того, что видит в себе, с тем, как его воспринимают другие и чего, как подсказывает ему его
собственное сознание, от него ждут» (Erikson, 1964, р. 90).
Концепция идентичности становится в наши дни особенно популярной. В США и, возможно, во
всем современном обществе кризис идентичности считается одной из главных жизненных проблем.
Акцент нашей культуры на обширном образовании и сложность большинства современных профессий
делают развитие чувства идентичности особенно трудным. Борьба за здоровое ясное чувство
идентичности часто продолжается дольше периода отрочества и находит отражение в более поздних
кризисах «среднего возраста».
Когда-то много лет назад большинство детей перенимали роли своих родителей. Дети
приобретали взрослые навыки, отношения и функции довольно рано. Профессия и призвание
интегрировались в жизнь семьи. Сегодня ценности и социальные роли постоянно изменяются. Дети не
Hosted by uCoz